Глава 18. И ты — Капернаум

Глава 18. И ты — Капернаум

В духовной жизни, как и при авариях на дорогах — водитель либо уснул за рулём, либо разговаривая, смотрел на собеседника, либо его внимание было ещё чем-то отвлечено и притуплено… И есть страдания, писал Петр, которые всем общи. А каким страданием было истребление Навуходоносором Иудейского народа, сопровождавшееся разрушением Иерусалима, сожжением храма и пленением остатка? От Господа, который сказал: «..истреблю у тебя праведного и нечестивого..», то есть, общее?! Мудрые приложили то к сердцу и знали верный ответ. Рассудим и мы нас постигшее, дабы не оказаться в числе говорящих: «..и то бывает, чему Господь не повелел быть».

О случившемся с самим Навуходоносором, мы знаем из книги Даниила: «..расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: „это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!“. Ещё речь сия была в устах царя, как был с неба голос… и отлучен был он от людей, ел траву, как вол… волосы выросли, как у льва, и ногти у него — как у птицы».

Почему могущественный царь, которому «Бог отдал и зверей полевых ему на служение» и Им названный «раб Мой» (Иер. 27 гл.), сам превратился в скотину? Ответ один — гордыня! Гордость предшествует падению.

Шесть веков спустя, подобное произошло с царем Иродом. Он, как написано, не воздал славы Богу, и быв изъеден червями умер. Заметьте последовательность — черви при жизни его ели. Перед падением возносится сердце человека.

Мы верим, что всё отмеченное в Писаниях — не случайное совпадение. Ибо если о всем писать подробно, то и всему миру (и Интернету также) не вместить всего. Да и кто прочтёт сокрытое за семью печатями многословия?! И в нашей жизни не так-то и просто разобраться, какие страдания «всем общи», какие для «убеления к последнему времени», а какие — поражение, как наказание от Господа.

Например, из истории ЕХБ: общепринято считать, что репрессии 30‑ых годов допущены Господом, подобно бедам обрушившимся на Иова — для испытания верности наших отцов. И нет другой информации, никто не говорит, даже думать не смеет, в том числе и оставшиеся в живых, что 30‑е годы — как и нашествие халдеев на Иудейское царство — наказание за грех отступничества, за то, что в гордыне попирали ближнего, возвышали себя и уничижали других. И первым, насколько мне известно, ту «крамольную» мысль открыто высказал Г.Крючков на съезде, посвященном «40‑летию пробужденного братства», а окончательно оформил на съезде 2005 года.

Согласно его концепции (концепция — система взглядов, основная мысль..), трагедия 30‑ых годов постигла наших отцов за «связь с миром», выразившуюся в том, что ещё в 1905 году некоторые служители союзов ЕХБ «занялись политикой», и тем вступили на широкий путь сотрудничества с внешними — образовали демократическую партию, согласились на легализацию-регистрацию общин, и завершили тот путь отступничества съездовскими решениями «воинского вопроса». И как следствие — катастрофа союзов в 30‑ых годах. Грех разрушил Иерусалим и сжег храм; так и отступничество наших отцов, сотрудничество с внешними, занятие политикой привело союзы ЕХБ к окончательному их разрушению. И внешние (Советская власть), тут совершенно ни при чём (!). Так Г.К. увидел прошлое.

Всё верно, если бы в такое видение прошлого наших отцов вписались и библейские события-образы. Например, пророк Иеремия, с целью спасти народ Иудейский от Вавилонского пленения, а Иерусалим и храм от разрушения, призывал не к противостоянию языческому царю, а «..подклоните выю под ярмо царя Вавилонского…». В тон призыву Иеремии звучит и пророчество Иезекииля, что «меч сверкающий, наострённый и вычищенный для закалания и истребления» пришел на Иудею за «вероломство» царя Седекии, за то, что «отложился» от царя Вавилонского (Иез.21 гл.), или, говоря уже языком, Г.К., «вступил на путь независимого от внешних служения Господу», и ожидал, что Бог сотворит чудо, как во дни царя Езекии. Но, как мы знаем, чуда не произошло!

С библейскими притчами событиями, в которых Израиль по плоти символизирует народ Божий Нового завета, а «язычники», это «мир», — не согласуется и утверждение Г.К., что союз ВСЕХБ создан не Богом, а по повелению внешних, и изначально стоял на широком пути отступничества и сотрудничества с теми, кто их поставил. Но, если признавать верной аналогию Новозаветной Церкви Иисуса с народом Божиим по плоти, а их определение «язычники» — это «мир» в христианской терминологии, тогда следует признать богопротивным и служение Ездры и Неемии, которых ставили и утверждали языческие цари-идолопоклонники, и Иудеи послушно выполняли все распоряжения тех богомерзких царей, и храм Божий строили по их чертежам, а не с неба от Бога полученным.

И как согласовать, что храм, построенный по чертежам языческого царя, впоследствии реставрированный (а по другим сведениям наново переделанный) царем Иродом, который пролил крови не меньше царя Давида, Иисус называет «Домом Моего Отца»; а Его первые ученики и после Его вознесения, «пребывали всегда в храме» — где подле жертвенника была кровь и праведного Захарии — за что расплачивались проповедью «неполного» Евангелия… (?!?). Но никогда и никем осуждаемы не были, хотя Писания ветхого завета переполнены требованиями отделения от мира языческого.

И ещё, если сотрудничеством наших отцов с внешними «Бог был вытеснен», «ушел», «оставил» союзы ЕХБ, и «миллионы лишились спасения» из-за той «связи с миром». А мы через очищение и освящение «встали на узкий путь независимого от внешних служения Господу», «возвратили Бога в наши ряды», «гарантировали Его богоприсутствие в нашем братстве», то почему, если это так, не вернулись к нам и «миллионы лишенных спасения»? И почему, когда осудили контакты с внешними, как духовное блудодеяние, были поражены той проказой по плоти?!

Подобная нелепица понуждает тех, кому не безразличны судьбы народа Божия и мира, в котором мы живем, искать иную концепцию, которая без подгонок и натяжек увяжет трагедию 30‑х годов с библейскими образами, откроет роль и положение ВСЕХБ и место МСЦ в том «большом доме» — кто оказался сосудом на «почетное употребление», а кем выносили помои, или на что иное использовали; да и нам оно послужит стимулом, как написано: «..кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести» — пожелаем увидеть, от чего надлежит быть чистыми, чтобы верно сориентироваться. Ибо не зная своих координат, нельзя точно определить, куда идти, и к чему других призывать.

Это если бы, блудный сын, к примеру, думал, что пася свиней, он находится «в доме отчем», то как таковой скажет: «Встану, пойду к отцу моему…». Ведь не здоровые имеют нужду во враче… Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные… зовет Господь. И к Нему идут не все больные и труждающиеся, а кто видит себя больным и обремененным! А прочие идут к Нему любопытства ради, и ищут Его «потому что ели хлеб и насытились».

Не делаю из сего тайны — для себя лично я нашел такую концепцию; и та гора «рыбьих костей» (по аналогии Д. Муди), годами копившаяся в моем сознании, и не дававшая мне покоя, исчезла. И многие события встали на свои места, как там и были. Не то что я получил видение, как откровение. А Дух Святой «соприкоснулся» с моим духом и, подобно воде, прошел сквозь мои «разделения души и духа, составов и мозгов», по пути захватил мою «мерру»… а я только искал то «дерево», от которого вода «сделается сладкой» пригодной для утоления жажды (Исх.15 гл). И судить вам, насколько мне то удалось.

Поэтому мои слова «странные» для здоровых, кто всё знает, у кого нет противоречий, ни в жизни, ни в Писаниях, так как читая следующую фразу, он тут же забывает написанное в предыдущей; и приемлемые для других, смущенных, готовых вскричать: «Верую, Господи! помоги моему неверию!» Это как древний мудрец размышляя над устройством Вселенной, пришел к выводу, что мир образован из мельчайших частиц, «атомов», т.е. неделимых. Но не всех удовлетворило его объяснение. Пытливый ум человека на том не успокоился. И уже нашему поколению поневоле приходится, либо признать верным утверждение того безыменного грека, приняв его как предупреждение: «не дели!», либо пытаться ввести «мораторий на расщепление атома», чтобы не жить в вечном страхе…

Итак, в июне 1928 года на ВКБ в Торонто (Канада) держал пространную речь и секретарь союза баптистов СССР, в которой он своё «я» не поставил посреди, как царь Вавилона. А описывая состояние дел в своей стране, превыше всего превознес свой союз. В придачу, изрёк пророчество, что «чуткое ухо слышит шаги Господа возвещающие о грядущем пробуждении России», и для содействия тому пробуждению попросил Конгресс оказать союзу баптистов СССР материальную помощь. Что делать строго-настрого запретили ему органы ОГПУ. Так что когда Сталину донесли о том «возмутительном непослушании», он, говорят, ткнул люлькой в лицо чекисту, делавшему доклад и во гневе изрёк: «Довольно играть с ними в демократию; иначе, они и нас продадут врагу ни за понюшку табаку…!»

Даты, как и числа меня интересуют постольку, поскольку помогают понять и увидеть суть. Без этого, даты и числа, где бы они ни находились — нереальны. Поэтому мой вопрос: почему тот гнев человеческий не обратился во славу Господа и Его народа, как сказано в Писаниях — Пс.75:11. А в истории ЕХБ те 12 последующих лет (1929–1941гг.) стоят как время непонятной смуты — мы о них либо ничего не говорим, либо хвалимся десятикратно умноженным числом мучеников за веру, сознательно умалчиваем, какова судьба сотен тысяч крещённых и гоним прочь рассуждения о причинах «великого падения дома», а к выкарабкавшимся из под тех развалин, относимся так, как Сталин к попавшим в плен во время войны с Германией. Почему?!

Если внимательно прочесть речь Иванова-Клышникова, то можно увидеть, что он и в самом деле вещал о нереальном пробуждении, «не видел беды», хотя однозначно числился во благоразумных, хвалился союзом баптистов СССР, и уничижил прочих, ставил всех ни во что, в том числе и родственный союз Евангельских Христиан.

Вникните хотя бы в эти отрывки его речи: «… у нас 200 тысяч крещённых членов… Имеются ещё другие религиозные течения… гораздо меньше численностью, чем баптисты. Всё наше братство объединено в единый Федеративный Союз Баптистов СССР, являющийся выражением единства народа Божия во всей нашей стране… замечаются признаки грядущего великого пробуждения, и чуткое ухо уже слышит „шум как бы идущего по вершинам тутовых деревьев“… Православие с его бездушной церковностью ныне перестало удовлетворять народ, и мы.. рады засвидетельствовать, что мнение русского народа о баптистах высоко, и к нам он идёт за разрешением духовных вопросов… вполне выяснились задачи и направление предстоящей нам деятельности… евангелизация нашей страны… мы нуждаемся в помощи наших братьев, находящихся в лучших материальных условиях, чем мы… мы нуждаемся в средствах… евангелизация нашей страны имеет мировое значение… вот он, этот коллективный македонянин… стоит одною ногою в Европе, а другою в Азии, и кричит вам: „Приди, и помоги нам!“». Этим призывом он и закончил свою речь (И тем подписал себе смертный приговор. О, если бы только себе!).

А говорил он так, явно, на радостях, что наконец удалось (!) устранить «помеху», того, кто, якобы, похвалялся: «Не умру, пока не переступлю труп баптистского союза». И не просто устранить стоявшего, как думалось, поперек дороги, а и занять его кресло вице-президента в Исполкоме ВСБ (Только вот беда — не довелось сидеть в том кресле — как снег на голову, свалились 30‑е годы и судилось «сидеть» на тюремных нарах!).

Но вы можете возразить, что это случайное совпадение. Не спорю, а приведу следующий пример:

В 1959 году, Я. И. Жидков, председатель союза ВСЕХБ, нарушил 15‑летнюю традицию скромного молчания, не устоял перед искушением и используя какого-то немецкого журналиста, на весь мир похвалился, что «..в нашем союзе более 500 тысяч членов! Мы численно самый больший союз в Европе…» и т.д. в том духе. А спустя год после того хвастливого заявления об их величии, служители ВСЕХБ принимают пресловутые «противоевангельские документы», которые раскольники тут же успешно используют: отделяют часть верующих, объявляют Жидкова и иже с ним отлученными от церкви, поднимают в среде народа Божия небывалую за всю историю ЕХБ, бурю и возмущение, образовывают второй союз, содействуют распаду СССР и в результате — где сегодня союз ВСЕХБ, которым хвастался его председатель, забывший уроки 30‑ых годов?

К слову, в Писаниях отмечено двоякое отношение к переписи Израильского народа — в одних случаях, это делали, хвалились тем, и Иегова никого не наказывал; в других — сразу за переписью шел ангел-губитель…

Но вы готовы вторично сказать, что и это — случайное совпадение. А я и здесь не стану возражать, и предложу на ваше рассмотрение третий пример, ради чего, собственно, и начал тот разговор. Но прежде — маленький и довольно типичный случай.

Когда распространился слух о болезни брата Г. Винса, один браток всем встречным говорил:

— Вы слышали, что у Винса рак?

— Да, ну, и что? сегодня многие болеют и умирают от рака.

— А вы знаете, где у него рак?

— Да, но какое это имеет значение?

— Имеет, и очень большое. У него рак в голове, понимаете, в мозгах рак!?…

Спустя год этот браток сам заболел раком, и также в голове и умер от «рака в мозгах» (?!).

5–6 октября 2005 года в Туле состоялся очередной съезд МСЦ ЕХБ, на котором, с «Отчетом о пути братства», в последний раз выступил председатель союза Г. К. Крючков. А «последнее» всегда знаменательно, как «особо знаменательным» он назвал и сам съезд.

Как и прежде, главной целью его речи было показать присутствующим, в чём состоит «узкий путь независимого от внешних служения Господу», и методом сарказма, по примеру Илии пророка, утвердить их на том пути. Для чего, не жалея красок разрисовал всю пагубность сотрудничества с внешними. И что «только сейчас, спустя 40 с лишним лет, наше братство находит точно своё место в мире и обществе… не „над“, и не „под“, а „вне“ Государства, согласно конституционному требованию святых: „Церковь отделена от Государства“». И как никогда прежде, о многом сказал открытым текстом. Называл, как говорится, вещи своими именами.

И слушая его речь в записи, мне было не по себе: не перед добром — тихо шептали уста и сердце тревожно билось в груди. Почему? Во первых, наши отношения сложились, как у Самуила с Саулом. Во вторых, виновный, освобождающийся в своей потаенной комнате от вины за зло причиненное ближним, если думает, что выходит оттуда оправданным — обречён, как корабль в ситуации Дея. 27 гл. И в третьих, если царь Седекия был жестоко наказан за то, что нарушил союз и презрел клятву (Иез.17 гл.), если только телесным рождением связанные в один народ, стали виновны в распятии Христа, тем более не избегнет, кто убеждал собравшихся, что его руки чисты от крови, тогда как всю его жизнь можно описать восьмым стихом второй главы Евангелия (о чём дальше).

Он поименно перечислил тех, кто выступил против «курса СЦ» и возглавил «автономию», определил, со свойственной ему безаппеляционностью, что так называемая «оппозиция» находится в оппозиции ко Христу; «независимые церкви» — независимы от Бога и Его узкого пути; «объединяющиеся между собой не объединены с Богом»; нет Бога в церквах принявших регистрацию в любой её форме. «Грех там царствует, а у нас во главе Бог, во главе церкви Иисус Христос и слово Его во главе…»

Крепко досталось и Русскому союзу ЕХБ, в лице его председателя Ю. Сипко. Особенно, что верующий ЕХБ может работать разведчиком и служить в армии. И чтобы представить себя этаким вундеркиндом, всесторонне развитым, а не «зацикленным фанатиком», ему пришлось «горы мусора перелопатить», «перемалывать и переработать», «наблюдать за литературой, периодикой», переслушать, о ком что говорит радио «Свобода», что происходит в Украине, тщательно прочесть все «17 мгновений весны», чтобы знать всё о шпионе Штирлице и его методах работы… и т.д. и т.п.

Это нам нельзя читать «мирскую» литературу и прочее, а ему «для дела» можно и нужно, чтобы представителя «родственного вам (?!) ВСЕХБ» «поразить его оружием». И не только его, а как он заявил при посещении США: «..у меня 4 класса образования, но я изучал методы работы КГБ, чтобы поражать их оружием, как Давид Голиафа». И само собою разумеется, делать то нужно было со знанием дела, а не по дилетантски.

Никого не пощадил реформатор — я не придумал, он сам себя так представил и заявил, что главное сегодня не пробуждать, а реформировать… и в том качестве он всех подверг убийственной критике… даже Данииловича, в прошлом фанатично ему верного… И всё сие, чтобы заявить, копируя Павла (Дея. 20 гл.): «..чист я от крови всех вас…» (!?!)

Братия! И я скоро 60 лет в Господе, и меня не раз дух бросал в крайности. Например, сомневался в своем возрождении. Написано: «Рожденный от Бога не грешит», а я грешил (или думал что делаемое мною есть грех); ещё слышал, что кто-то хотел отрубить топором руку его соблазнявшую; на Руси была секта скопцов… Но чтобы до абсурда довести текст Писания о чистоте рук от крови (Иез. 3:17…), и одновременно, подобно Саулу, бесноваться и бросать копьё пытаясь «пригвоздить копьём к стене» все христианские церкви, и на те «войны Господни» увлечь тысячи — такое впервые в истории ЕХБ!

Кто слышал американских проповедников, знает, как часто они употребляют имя Иисуса. Но слушая его, я был потрясён тем, как много он говорил о верховенстве Господа и Духа Святого в церкви. Его поношения и злословия были щедро пересыпаны теми святыми изречениями.

Перечитайте речь Навуходоносора, перед тем, как разум отступил от него и он стал подобен скоту. У него в начале и в конце стоит «Величественный Вавилон», а «я» точно посреди. И примерьте тот образ к нашему объекту рассуждения. Да, он много говорил о Господе и Его «узком пути», и что внешним «нет места за церковной кафедрой, оно занято Христом». И с той же кафедры, в каждой фразе, «меж строк» все могли услышать то слово, которое он произнёс на съезде 2001 года: «Что я без вас? А что вы без меня?» (!?!)

Вы можете сказать, что он просто оговорился. К сожалению, нет, не оговорился, а проговорился. Есть свидетельства братьев, участников расширенного совещания по вопросу «автономии церквей и их независимости», где он сказал то самое, цитирую: «..вы должны поддерживать меня и защищать… а если пойдете против, знайте, вас никто и слушать не станет, потому что без меня — вы никто и ничто» — конец цитаты.

И еще его два идентичных заявления, одно при членах Московской церкви СЦ ЕХБ, он назвал себя «Блюстителем трона Господня в братстве». И второе, устный пересказ первого, либо говорил и так: «Я представитель Господа на Его троне в церквах России».

Вот почему на фоне выше сказанного выглядит зловещим и «Братский листок» посвященный юбилею 30‑летия Движения, где на левой верхней четверти листка был помещен его портрет и подписано: Г. К. Крючков. А ещё ниже, на нижней четверти листка большими буквами: Воззовите ко Мне… и Я услышу вас. Иер.29,12

На правой половине листа текст принадлежащий Г.К. (как и вся композиция «Братского листка»), в котором события 1961 года изложены так, что инициатором, вдохновителем и предводителем Движения был один Г. К. Крючков, почему только его одного имя и упомянуто в том листке.

Коротко говоря, по букве отмечали юбилей 30‑летия Движения, а по сути, обожали, чествовали и вознесли его. Однако, с его стороны, чтобы пресечь то поклонение. никакой реакции не последовало. Хотя в некоторых церквах СЦ ЕХБ было такое возмущение духа, что братья собирали и жгли те «Братские листки». Напротив, всего того ему показалось мало, и начиная свое «Приветственное слово» сказал: «..а я и сам себя поздравляю» (!?). Т.е., ни мало не таясь, публично целовал руку свою…

Рассказывают, когда в 1929 году И. Каргель оставлял преподавание на библейских курсах, то многие курсанты стали плакать и причитать: «О, как же нам будет без тебя, дорогой брат!?» Увидев такое, Иван Вениаминович упал на колени, горькими слезами оплакал то состояние братьев и осудил себя, что не сумел научить их во всех обстоятельствах надеяться на Господа, и не полагаться на человеков.

А он, как мы выше отметили, вознёс себя, а уничижил и осудил не только «внутренних», а всех, кого достал, и кто «вышел от нас», и от кого мы отделились, и кто никогда не был наш… По его утверждению, все христианские церкви идут широким путём в погибель, а «первым ненавистным лицом считают Христа». А мне особенно больно было слышать, как он поносил и новообращенных из образованной интеллигенции: «..у них бред в голове… они, вроде, ученые, но они пустые, как шелуха…» и т.п.

 

Эта его речь стала последней каплей, переполнившей чашу долготерпения Господа. И сбылось сказанное в Писаниях: «..днём закатилось солнце её…» — Иер.15:9. 16:20.