Глава 28*. Ропот сестричества
Так будет и с этим злым родом.
Следующее событие, содействующее «падению» Прокофьева: подобно как в «первоапостольской церкви» «произошел ропот вдовиц», так в Харьковской — «ропот» девиц, которые чрез «исповедание, очищение и освящение» удалили от себя «жало в плоть» (точнее, оно было «притуплено» принятием «обезболивающего»). И некому было предупредить, что прошедшие исповедание и очищение, как обязательную процедуру, не присутствие Господа в церкви обеспечивают, а становятся готовыми к принятию семи духов… ибо приобщаются не Господа, а злого рода (попытайтесь меня понять, что не сужу, а хочу вместе с вами увидеть «другую и третью сторону „медали“» согласно написанному, что «благодать Божия» имеет «много разных лиц», а наша «чистая любовь Бога» состоит из компонентов по отдельности нечистых…).
Не лукавый и ленивый, тем более не добрый и верный, а «злой раб»!… — это первое, что услышим на судилище Христовом мы, кто буквально ринулись обличать служителей ВСЕХБ, а затем и всех «кто не с нами»; мы, кто по сей день требуем: «отдай мне, что должен». От глаз наших было сокрыто, что душа без глубокого сознания своего ничтожества, неспособная милосердствовать и терпя всё покрывать — что парусное судно без киля и балласта, что автомобиль без тормозов…
Свобода от сознания вины, словно Иоав — одной рукой приветствует, а другой — вонзает меч в живот не остерегшегося Авенира. И первой жертвой той «свободы» стал сам Прокофьев, виновник введения в практику ЕХБ «открытого исповедания», как доминирующего средства на пути «очищения и освящения».
К сожалению, Харьков оказался не только зачинателем хорошего, что нашлось в движении Инициативников — посты по пятницам, скромность в одежде, жертвенность, (образование СРУ), беззаветная преданность делу печати, майские массовые общения, братские отношения с регистрированными…, но и «рассадником» того, что заглушало ростки доброго и святого. Чем зарядили, тем и выстрелили — возразила мне одна из них.
А особо я бы отметил былую скромность. Что Вы знаете, скажем, о Лозовом Алексее и его семье, дом которого конфисковали; об Абраме Архиповиче, который более 20 лет «выносил горшки» из под психически больной жены и кротко терпел все её издевательства, но в годы гонений не оставлял собраний, служа словом — что презрённое создание назвало «не благовестием Христа». И не жил, страдал с больной женой в пристройке 4 на 5 метров; или о действительно скромном, тихом и нежном, как кормилица, Иосифе Григорьевиче, который сгорел в своей коморке — подожженной и подпертой снаружи дверью. Так и нашли его обуглившееся тело на коленях склонившееся в последней молитве…
Недостанет времени, чтобы назвать имена всех скромных тружениц — они днем работали на производствах, а ночи напролет, в течение первых 10 лет, писали и размножали весьма трудоемким дореволюционным способом («синька») Послания И.Г., «Братский листок» и прочее…; чрез их слабые женские руки проходило и всё, печатавшееся в типографиях СЦ, что нужно было переплетать и брошюровать… Да не будь тех харьковчанок, пламенеющих духом служением Прокофьева зажженным, Движение, без преувеличения, увяло бы и засохло на корню.
Но они не требовали похвал и даже не видели, что превозносили например, Узловскую церковь, называли её «матерью Движения», и только за то, что чрез неё в среду ЕХБ внедрился «прожорливый к славе кукушонок». А о харьковчанах, в публикациях СЦ, как и о Прокофьеве, разве случайно, как сквозь пальцы, что протечет. А только одного «печатника», вознесли, и то по причине его смерти в дорожной аварии.
Дутая слава Подмосковья режет слух тех, кто лично знал, как всё то начиналось. Одесса, Брест, Ростов, Киев, Запорожье, Черкассы, Белгород, Кишинёв, Здолбунов и другие города Западной Украины, Донбасс, Харьков… вот те мощные «очаги возгорания» в европейской части СССР. И не будь их, не пропусти власти время, об И.Г., и «впереди стройно выступающем» мы бы знали столько, сколько вы знаете о «совершенцах» и их лидере, или «каргелевцах», как их прозвали в народе.
Осталась незамеченной и такая «деталь» — только в Харькове не было выслежено ни одной «печатной точки». А не как в других местах — вложат в печатание не поддающиеся учету силы, уйдет первая партия продукции и… накрывали (а Г.К. пускает очередной «мыльный пузырь»: «было отпечатано столько-то экземпляров христианской литературы…», и обязательно: «Библий и Евангелий…». Хотя в действительности, по церквам возили для показа один одинешенек экземпляр Библии, отпечатанной в типографии СЦ (!?!)).
И правду говоря, она только и годилась для «показа» (некачественная бумага, от чего Библия была раза в три толще завозимых из-за границы…). А представьте, сколько ей отдано сил, здоровья и времени… И так все годы во всем!
Однако, харьковчане не обижались, за что в благодарность он прислал своих сатрапов, а они засеяли розбратом ими сожженное и разрушенное, а двоих ренегатов «купили» облагодатствовав званием «служители СЦ». Много позже, при встрече я спросил Петра: Зачем вы это делали и почему нет открытого раскаяния, ведь не в углу же это происходило? «Мы выполняли распоряжение Г.К.» — не моргнув и глазом, ответил он. А что не соврал, что имели дело с циркулярным «распоряжением», подтверждается по тому же сценарию разыгранными трагедиями в других местах другими служителями СЦ — Харцызск, Одесса, Москва… и даже Германия.
Но всё то будет «потом», а в 61‑ом, дня за четыре до назначенного в д. Десна очередного совещания И.Г., приезжает ко мне Алексей Федорович и просит помочь съездить с ним в Ленинград (а на обратном пути через Москву, на совещание) — найти его «первую» жену, и взять у нее расписку (или хоть слово), что она его не хочет… (?!).
В моем понимании то было не личное решение, вроде: «а иной ест овощи», когда христианин в целях самодисциплины, сам накладывает на себя то или иное «бремя», за что судить его никто права не имеет, а. ересь, при том пагубная; и поддаваться тому, потворствовать, других втягивать — преступно! (мало ли кому что «шибанет в голову»).
И снова, в который раз, я ему уступил. А он только пообещал по дороге рассказать подробно о случившемся. Так как по причине занятости делами поместной церкви (до140 членов), добыванием пропитания (у меня уже было четверо детей и жена зачала пятого), ну, и несогласие, что одно из средств освящения, превращено в панацею от всех болезней, я не ездил на те общения «по домам», где он активно экспериментировал идею «очищения и освящения» (позаимствованную им из книги о Ян Гусе), а от нас ездила только молодежь.
И хотя он всегда начинал с себя (а не «по крючковски»: о своих грехах — в «потаенной комнате», и назвал то «Первый суд», чтобы прочим судам его судить было засть, а о других знать всё и, если понадобится, шантажировать…), однако, это не спасло нас от «побочных эффектов», которые оказались более губительными, нежели сама болезнь, которую лечили…
И мы бегом купили на поезд два плацкарта и поехали (тогда мы ещё ездили за свои «шиши»). Он, как обычно, не меняя внешнего вида, а я на всякий случай одел свою форму телеграфиста и прихватил сумочку в которой носят телеграммы. Поезд был «прямой», но шел медленно и времени у нас было предостаточно, выходя в тамбур, поговорить о всем спокойно и обстоятельно (Своими словами передаю и тот разговор, проходивший под аккомпанемент мерного стука колес, и мои последующие выводы).
а/. Давид делал угодное пред очами Господа.., кроме… (3 Цар.15:5)
Как известно, в общинах ВСЕХБ основной состав «невостребованных» составляла молодежь, в большинстве, сестры. Примерно, 10 к одному (таким было соотношение и на «прокофьевских» общениях «по домам»). А так ещё и потому, как думаю, что в Европе первой «на почин» принявшей весть о Христе, была женщина по имени Лидия. Оттуда и пошло, что и у славян устремление к чистому, светлому и святому — к Богу, более сильно выражено у женщин; наши и текст в Писаниях вычитали: «..провозвестниц великое множество..»… Однако, немногим понятны душевные чувства девушки, искренне уверовавшей, чтобы иметь радость и счастье здесь и в вечности, а огляделась — попала в «бабмонастырь». А Иисус остерегал: «не все вмещают слово сие, но кому дано». И как быть тем, кому «не дано», кого принимая в церковь связали вопросом: «А что если неверующий предложит…?», а они, духом пламенея, отвечали: «нет, я Иисуса полюбила…»
Охватившая мир эмансипация женщин не обошла стороной и Церковь. Было написано много книг «О женщинах Библии» и пр. Но устройство Церкви оставалось прежним, как до Христа. Хотя Иисус возвеличил женщину, и в христианстве практикуется культ Девы Марии, которую называют Матерью Божией и молятся ей…
Также и в ЕХБ, претендующем на евангельское отношение к женщине в духе учения Иисуса Христа, особенно в отделенной его части, практически ничего не изменилось. А даже пытаются повернуть вспять историческое развитие общества, ссылаясь на то, что среди апостолов Иисуса не было женщин; что первую проблему в первой церкви создали женщины-вдовицы; что Павел прямо запрещал женам учить, потому что Ева, де, первая согрешила; и доказал это своим личным примером — успешно обходился без «спутницы сестры жены…», которая бы, как Крупская Ленину, помогала писать труды и была его вдохновителем и идеологом.
И многие, кто сегодня величает женщин и не прочь дополнить библейский список героев веры женскими именами (чтобы Раав блудница не стояла в гордом одиночестве) — отдают дань моде, а в церковной жизни уничижают их, и только за то, что у них плоть женская.
Поэтому, в церквах ЕХБ нет, и в ближайшем будущем не предвидится, женщина-пресвитер; и церковными делами ведает не «Церковный совет», как у прочих протестантов, а «Братский..»; и органы управления союзами также состоят из одних братьев, и приветствуем первых не сестер, как то делал Павел, и журналы называли: «Братский вестник», «Братский листок» (хотя тем оказались ближе к истине, нежели «Вестник истины»..).
И невольно думается, не проще ли вернуться к апостольской практике — «Мужи, братия»… и никаких проблем. Благо, на весь Новый Завет мы имеем одно единственное послание, адресованное «Госпоже…», и то в смысле: «Церкви»; и в Деяниях отмечен один случай, и то вынужденный, когда Павел «разговаривал с собравшимися там женщинами»; и на первый «апостольский собор», как и на все последующие, «приходили апостолы и пресвитеры». А случаи описанные в Евангелиях, той практике противоречащие — случаи, а не «правило веры и поведения нашего» (?!).
И мы в том патриархате так преуспели, что и церкви (общины) ЕХБ именуем «Братство»; слово, позаимствованное из неканонической книги Маковеев, автором послания Петра, адресованного «пришельцам рассеянным…», т.е. иудеям; и в определенном смысле исключающем женщин. Из-за чего термин «братство» был в употреблении у монахов и в мире. Не знаю, что в оригинале означает «Братские меннониты», но в среде ЕХБ впервые собрание церквей назвали «братством» русские баптисты 20‑ых годов. Сегодня оно в ходу у многих, как связанное с требованием: «Братство любите». Чтобы отсюда, без особых проблем, вместо «братство» подставить «Церковь» с заглавной буквы, и дети Божии «не много сумняшеся», примут за истину кощунственное: «Он любил Господа и Церковь», если та Церковь — Невеста Христа…
Каково имя, таков и человек — подмечено и Писаниями. И как именовать видимое собрание верующих в Иисуса Христа — не бесплодная схоластика. Так как отсюда исходят и разные аналогии Церкви. На том утверждают «..как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь…» и вырабатывается «условный рефлекс» — если человеку достаточное число раз повторить одно и то самое, он поверит и станет так думать о себе.
У Петра: «..и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный…»; а у Павла, кроме аналогии с домом, есть и более возвышенное: «..вы — тело Христово, а порознь — члены… Тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». А это две большие разницы — как говорят в Одессе.
Неверно, что отдельно взятый камень ничего не значит. Одним камнем Давид сразил Голиафа, один камень положил Иаков в память о чудесном видении.., одним камнем было отмечено место, до которого «помог Господь». А отдельно взятый член тела — действительно ничто; как виноградная ветвь, отсечённая от лозы не может приносить плода сама собою, так без Меня — учил Иисус — не можете делать ничего.
Отсюда и утверждение, что не может успешно функционировать любая часть тела вне связи с другими членами, когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», или «я Кифин», «а я Христов»; когда в церквах практикуются подобные разделения, то не плотские ли вы — спрашивает апостол. «Плотские» не в смысле «не возрожденные». Нет, Коринфяне были «церковью Божией… освященными во Христе Иисусе… святыми.. не имеющими недостатка ни в каком даровании» (имеющие 10 драхм), которых Павел родил во Христе Иисусе благовествованием…
А «плотские», в смысле, что их дела в церкви были «..от плоти». Они были хороши, ими хвалились, и других призывали за них прославить Бога, но только произведенное Духом Святым прославляет Бога Отца и Сына Иисуса Христа. А наши дела, энтузиазм и прочая деятельность «не в Боге соделанная» — «дерево, сено и солома». В том и Каргель, в «Христос — освящение наше», пытался убедить нас. Но остается непонятым, какие наши дела Господь определит как «мертвые», «рожденные от плоти..»
Если взять за основу, что Бог говорил Валааму через нечистую ослицу; если иноземные завоеватели в Писаниях именовались Его рабами и даже «золотой чашей в руке Бога»; если в том смысле и в Новом Завете «мирские» власти названы «слугами Божьими..» и, наконец, слово апостола в ареопаге, что «мы Им живем и движемся и существуем», тогда практически невозможно отделить «дела плоти» от свершаемого Духом Святым, разве только по критериям, предложенным апостолом: прелюбодеяние — дело плоти; любовь — плод духа и т.д. Гал. 5:16–23. (То самое с «дарами духовными» и нашими «природными» талантами).
Но взяв за истину такое понимание, как оценивать «знание Никодима», или не верующих ни в какого бога, но которые по своей «природной» (!?) доброте превосходят нас, святых… И к каким «дарам» отнести одаренность музыкальную, или просто умение искусно и красиво что-то сделать, вкусно борщ сварить… Ветхий завет назвал то «исполнением Духом Божиим» (Исх. 31гл.). А нас апостол учил: «едите ли, пьёте ли, или (иное) что делаете, всё делайте в славу Божию»?! А если «от Бога», что «мы Им живём и движемся и существуем» — то презирая природу, уничижаем и её Творца, или нет?!
Не подумайте, что я один из тех, кто пытается совместить несовместимое — рожденное от плоти объявлять деяниями Духа Святого; или идя в ногу со временем осуждать в церквах ЕХБ патриархат, который мы унаследовали от Православия, только нацепили бирку: «Братство». Мы можем не видеть разницы, но это не означает, что её нет вовсе. Есть Его слово: «без Меня не можете делать ничего»; в смысле — ничего, что действительно прославит Бога. Так как атеисты наделали без Христа столько дел, добрых и злых, что также и миру не вместить, если всё описать. А мы что, из другой глины слеплены, иную плоть имеем, или умеем ходя во плоти, не по плоти воинствовать?!?
В образцовой Иерусалимской церкви женщины были. Но к ним относились, как принято в иудаизме — никто не спрашивал их мнения и совета, даже если на «молитвенном членском» присутствовала Мария, Матерь Иисуса, то и она не смела возвысить голос и что-то сказать, а как было заведено в синагогах — женщины сидели молча отдельно за перегородкой… И когда другие, и женщины также, веровали и крестились, то согласно греческому оригиналу, уверовавшие «..присоединялись к их числу», а не «к Церкви», как переведено в русской Библии. И если смотреть на Церковь, как из «живых камней слагаемый храм», то и в самом деле, мы в крещении «присоединяемся „к их числу“». Тогда как члены тела Христова уже были предопределены в Нём от создания мира («Тело уготовал Мне…»). Образно говоря, мы все были «в генах» Духа Святого. А в Нём и все Вы — каждый член Его тела, которые отличаются один от другого по своим функциям — глаза, чтобы смотреть, ноги для ходьбы, руки для работы и т.д. И в идеале, тело не может состоять из «инородных» членов — все мы одним Духом крестились в одно тело, писал Павел. О камнях, пусть и «живых», так не скажешь.
И последнее — не упразднено нашими отцами введенное в подражание духу времени «членское собрание» как высший орган церкви» (в повседневной жизни нет такого, чтобы овцы управляли пастухами; дело паствы — повиноваться и пастись; забота пастырей — богоугодно пасти Божие стадо). И не секрет, сколько возникает проблем из-за того, что у членского собрания «женское лицо», и братьям не всегда просто принять нужное им решение. Но не меньше неустройств и бед, когда «пренебрегаемые в ежедневном раздаянии потребностей» начинают роптать, брать права явочным порядком; когда на почве дискриминации в среде верующих возникают «возмущения» против очередного Диотрефа любящего первенствовать в церкви, кто пытается брать власть над верою от Бога рожденных имеющих помазание — Иоан.16:13; 1Иоан.2:27; 1Иоан.1 гл.
б/. …стал благовествовать вам не то… (Гал.1:8)
Нам, «рожденным в бурях житейских скорбей» военных и повоенных лет, представлялось, что Церковь (наши отцы-лапси) ни холодная, ни горячая, что число верующих и общин катастрофически уменьшается и если такими темпами дело пойдет и дальше, то год-два и от ЕХБ ничего не останется. И на том видении мы основали свою деятельность, и дошли до несусветной лжи, что «число верующих к 61‑ому году уменьшилось в десять раз» (по заявлению Г.К., которое не раз могли слышать и вы).
А на самом деле, если взять скажем 1945 год и 1960, то число верующих за те 15 лет не уменьшилось в десять раз, а увеличилось, как минимум, вдвое. Нам трудно перепроверить утверждение Жидкова о наличии в 1958 г. 530,000 членов ЕХБ (возможно, это как и Прохановские три миллиона (вместе с женами, детьми и сочувствующими), или что на похоронах у Г.К. «было более 5 тысяч», или библейское, — что во время войны Авия, сына Ровоама, царя Иудейского «пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных»). Но в сравнении с демагогическим заявлением об уменьшении в десять раз, увеличение вдвое значительно ближе к реальности.
А что достоверно — к концу 50‑х годов состав общин ЕХБ «омолодился». И мы в предыдущих главах отметили, что в основном, это дети родителей-лапси, которые пришли к вере не благодаря верному хождению их родителей, а наоборот — видя их «неверность» мы хотели доказать (сами себе), что можно оставаться верным Господу в любых условиях.
Но, если высшее руководство страны «отчетами» Уполномоченных о состоянии общин ЕХБ было введено в заблуждение (по их отчетам, там молодежи вовсе не было!?), то служители ВСЕХБ, такие как Андреев и ему подобные, пасли подвластную им паству «жезлом железным», пытались уложить и нас, как разбойник Прокруст, в ложе понимания жизни ими усвоенное за годы конфликтов с Советской властью, когда вначале «шею свою они держали упруго», а потом тех, у кого в шее были жилы железные, власти «пустили в расход», а прочие, кто остался в живых, признали, что Советская власть есть «власть от Бога» и «подклонили свои вывернутые задом наперед выи, под её ярмо»…
Мы находились на совершенно разных уровнях — бурный Эвроклидон 30‑х годов «выветрил» с голов выживших, туман Западных братьев-провокаторов и своё безрассудство и надмение; а нам то предстояло еще испытать… И затолкать нас в те рамки, только потому, что они родили нас — более глупо нежели впихивать назад новорожденного, к примеру, меня, который в трехмесячном возрасте вынудил свою мать не пеленать туго, а сказать: «Хай растет горбатым, но дает мне спаты», и кто по сей день, не то что галстука, а терпеть не может под горло на все пуговицы застегнутой рубашки, который и слушать не захотел им уважаемого Х., когда тому пришло в голову запретить общаться с кем я считал для себя нужным (с теми представителями 57 вер Мордовского «богомольного» лагеря).
А так потому, что многим «отцам» чуждо поведение отца «блудного сына», которому было позволено уйти из дому и не с пустыми руками. А если под «отцом» в этой чудо-притче понимать Бога Отца, Которого открыл нам Иисус, тогда следует, что Отец потерей имущества, временной разлукой и чрез наш опыт, «попустил» нам опуститься ниже некуда, чтобы приобрести нас — тебя и меня — как ожившего и пропадавшего сына!
Однако, мы «во дни юности прекрасной» не судили «отца» Андреева и иже с ним, что они «подклонили свои выи под ярмо „батюшки Сталина“». То был их выбор и священная обязанность, как для Павла — благовествовать. А что «мы» в Первом послании обвинили их в «сговоре с врагами Церкви» — это нам, детям Нового Завета, так казалось. Мы не могли серьёзно воспринимать «подвиги веры» блудницы Раави, прелюбодейки Вирсавии, коварной Есфири, служащему языческим царям и желающему «царь! во веки живи!» Даниила, с раннего утра истребляющего всех нечестивцев земли, угодного Иегове Давида…
Да и Вы сегодня не ответите, для чего отцы Церкви включили в священный канон мораль основанную на лжи, подлости и крови. Мы не вмещали, что сегодня христианин может телом служить дьяволу, а духом Богу, и это — богоугодно. Подвиги древних мы воспринимали как наивные дети подвиг мальчика, громко крикнувшего: «А король, то, голый!» А нас стали бить…
А мы не судили, пока Андрееву, в его 70 с гаком, не шибануло в голову при помощи Властей и церковных санкций начать насиловать нас, пытаясь остановить естественный процесс «смены поколений». По причине старческого маразма такие «андреевы» и спровоцировали движение Инициативников, которое использовали, и тот же Карев, и Силы — как Западные политики, так и идеологи Советской власти. Запад науськивал нас на Советскую власть, а идеологи КПСС — использовали то как полигон для отработки методов борьбы с враждебной СССР идеологией и как «отдушину для выхода гнева народного», в глазах которого мы выглядели фанатиками, шизофрениками и агентами Запада, проводниками их идеологии — кем мы и были, но сами себя видели страдающими за веру юродивыми (в русской Библии: безумные) Христа ради. Но что уму непостижимо: сегодня, мы — «отцы» антоновы, хоревы, костюченки, германюки… один к одному — андреевы, мицкевичи, жидковы, левинданты.. Аж хочется ущипнуть себя………
Так начиналось, к тому мы шли и подходили, спокойно рассуждая в тамбуре поезда на стрелках резко бросающего нас то в одну, то в другую сторону…
в/. …женщины господствуют над ним (унизительное положение Израиля — Ис.3:12).
Хотя ни в И.Г., ни в Оргкомитете, спустя три с половиною года переименованном на Совет Церквей ЕХБ, не было сестер, в начатом Движении, благодаря Прокофьеву, они были движущей и определяющей силой (не удивлюсь, если подтвердится, что и сегодня кто-то претендует на роль Деворы). Прокофьев предугадал их потенциальные способности и, говоря по человечески, сделал на них ставку. А без сестер у нас, как у того горе-кузнеца, вышел бы не плуг, могущий поднять целину, а «пшик». Так что меня не удивляло и такое, когда пресвитер объявляет, что в следующую среду будет «братское», и подчеркивает: «не для всех, а только для братьев», а какая-то сестра не удержалась и заметила вслух: «…и что то за „братское“ без сестер» (!).
Прокофьев так возвысил сестер, что они ходили дополнительно «обличать служителей ВСЕХБ», устраивали на собраниях всякие провокации и ездили по общинам и группам и проводили «очищение и освящение» (сегодня это исключительное право «особо уполномоченных служителей СЦ»). Извините за резкость, мы «пахали» на сестрах, погоняя их и в хвост и в гриву», похлёстче, нежели филистимляне «орали на телице» Самсона (Суд.14 гл.). И сёстры, в общинах ВСЕХБ лишенные внимания и уважения, в начале Движения расцвели как жена за хорошим мужем. И они беззаветно отдали себя, как написано: «.. во первых, Господу, а потом и нам, по воле Божией».
И великий жаль: со временем мы низвели их — в семье превратили в «родильные аппараты» (повторил сказанное многодетной матерью); а в церковной жизни — до уровня женщин в иудейской синагоге; «исповеданиями» и сексуально ориентированными проповедями довели до отупения, обрекли на жалкое и неестественное существование. И сегодня, словно после Отечественной войны, погубившей миллионы парней, а столько же девушек превратившей в «реки текущие в никуда» (Солженицын) — в наших церквах молодые сестры снова составляют большинство и вынуждаемы либо подавлять в себе Божий дар, либо выходить замуж не думая, какими будут их дети. Ибо всякое замкнутое общество (число спросите у ученых-генетиков) обречено на физическое вырождение. Но нынешние «диотрефы-козлищи» и слушать о том не хотят!
И в те самые дни, когда Борис Б. натянув на голову фуфайку залазил в угол под кровать, чтобы передохнуть придя с работы — а где другое место в одной небольшой комнате с большим количеством детей; а выше упомянутый Иван Архипович также жил в нечеловеческих условиях, в те самые дни благоверные сестры бегали по Москве в поисках «чёрной икорки» для одного из тех козлищ пакостных.
Но воистину, нет ничего тайного — я перебрал все мыслимые варианты — почему Крючков, по образному выражению брата с Германии «загнал нож в спину Винса». И задержался на «разоблачении роли его „секретарш“», хотя по времени Винс о том заговорил после своего изгнания. Подумал и о «сребролюбии», чему предавшись некоторые «сами себя подвергли многим скорбям» так как Винс, находясь в США стал требовать, чтобы СЦ давал отчет жертвователям на что тратятся их пожертвования. Но Антонов, как от назойливой мухи, отмахнулся, и заявил очередному съезду, что кассу СЦ проверили, всё правильно, но как и прежде, ради сохранения независимости Церкви, отчет о поступлениях и на что они расходуются, давать не будем.
И как не согласиться с таким многоуважаемым старцем, если и в еврейских Писаниях есть прямое повеление: «не требовать у них отчета» — 4 Цар.22 гл. (?!). И правильно, что Крючков потребовал, чтобы все средства направлялись в кассу СЦ (читай: ему), и распределялись централизовано, по его усмотрению… А что миссия Винса стала выделять средства только согласным давать отчет — это самоволка!
Мне довелось посетить десятки (если не сотни) пресвитеров в их домах. Но когда увидел дом, в котором поселился «бессменный руководитель гонимого братства» мне стало не по себе. Зачем ему такие хоромы, даже если бы у него, как у Павла, было «ежедневное стечение народа». Но он сам говорил, что испытывал наслаждение закрывать на ключ двери перед посетителями, если кто приходил без предварительной договоренности получали «поворот от ворот», кроме одной, им нежданной гостьи… Так зачем ему, «жившему», якобы, десятки лет на чердаках сараев, такой дворец и рядом такой же «флигель»?! А ведь его строили и обустраивали подобные Грише К., которые отдавали своё последнее, отрывая от детей, и сами перебиваясь с хлеба на воду.
Допустим, это награда за годы скитаний. Но почему тогда не поровну всем, начиная с последних? Или и у нас «прихватизация»? А тут, как снег на голову, преданы огласке «базовые данные» по Москве, о владельцах квартир, с указанием адресов, даты приобретения и пр., и узнаем, что кроме дома и «флигеля» у Г. Крючкова есть (была до переселения «в вечные обители») и квартира (это там, где ему сделали «рукотворный инфаркт»?!); и его племянник Александр также «купил» в 2003 году ещё одну квартиру в столице. Но это не всё, а только начало — квартиры в Москве — согласно тем данным — имеют все ему верные, как на подбор, сотрудницы (явные и которые не могли показываться в народе — как назвал их в «похоронной» речи Германюк), весь его «гарем». И «дом молитвы» московской церкви, и прочие церкви, с его участием построенные также являются частными домовладениями женщин-сестер.
В Харцызске такая «сестра» запросто изгнала из «своего» дома общину вместе с пресвитером, а её son in law, к тому её понудивший, по сей день умывает руки в знак своей непричастности к тому позорищу. Так что чей дом, те и тон служения в нем задают. И «сестра-хозяйка» крепче вяжет нежели в прошлом — «брат» Уполномоченный.
И только коробит несправедливость — кроме Петерса и Хорева, прочие «ефрейторы» в списках владельцев московских квартир не числятся. А мы и не догадывались, чего они так вели себя на похоронах и доказывали свою к нему близость и верность его заветам. А кто против получить в награду квартиру в Москве?! Ведь касса СЦ по прежнему у неё, а не у них! Но, с другой стороны не мог он, наградивший квартирой даже своего личного шофера, так ничего и не положить им в пазуху, не мог!?! И не за хорошие глазки вводил нас в заблуждение старец, что с кассой СЦ всё в порядке и настаивал «не требовать отчета»?! Так что кому нужно, ищите у них в кубышках, или под матрасом.
И коробит ещё «несправедливость» — если нежданной гостье нельзя запретить несвоевременные посещения, то почему бы московскую квартиру, на основании Вт.20:5, не перенести, как есть, в небо. А то малость обидно — получил, импортной мебелью обставил и, как по писанному: «с женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем» — за что такое наказание?!
Другое дело сестры, особенно кто помоложе, они как евангельская грешница, своим «елеем предварили помазать..» и не прошибли. А кто не выдержал, соскочил, тот потерял. Всё так, однако, восхищение любовью Светланы Владиславовны потускнело, когда узнал, что она с умершей сестрой Г. Крючкова, совладелец «молитвенного дома» московской церкви, и не только, если они успели оформить свой брак. Но в ту область я не лезу, и другим не советую. Поздно!!
Теперь и с Винсом всё стало на свои места — ясно, он задел самое чувствительное и сокровенное, за что и поплатился. В ту концепцию и Б. вписывается — его изгнали не столько, что совершал служение в регистрированных церквах, сколько из-за подозрения, что он не всё передавал «в центр». А следовало, как П. — ездил по Америке и активно собирал доллары «на благовестие», а у него с под рук тут же забирали и передавали в «духовный центр» для покупки… Всё это смешно, если бы не было так грустно!
Кровью Урии и мунькой Вирсавии оплаченное «мирное» царствование Соломона не могло быть долговечным, и по трем причинам начало разваливаться еще при его жизни:
а/ — роскошная жизнь Соломона и его приближенных на фоне нищенского существования народа облагаемого непосильными налогами, над которыми одних «епископов» бичами «побуждающих к работе» было 3 тысячи 600;
б/ — увеличение числа недовольных и восстающих, таких как беглый раб Иеровоам и
в/ — чрезмерное превознесение мудрости Соломона делало всех возможных претендентов на престол глупыми и скудоумными.
Так и ныне — в то самое время, когда он отставал от Соломона разве только тем, что не мог царице Савской показать свои достоинства, в его исключительность поверившие шли через непроходимую пустыню — днем их немилосердно палило солнце, ночью они дрожали от холода; он спровоцировал конфликт с властью, и сам не шел впереди, а «руководил» сзади, инкогнито жил в шикарной квартире и приезжал за несколько часов на место встречи, чтобы успеть залезть на чердак до того, как Света доставит туда очередного, кого требовалось охмурить и показать «в каких условиях, без света и воздуха» он томится с 1970 года «в глубокой конспирации».
И «иеровоамы» восставали, но «Египту» выгоднее было сохранять «статус-кво». И не без помощи внешних, мы так его превознесли, что впору и о нем дописать в писания — и уже написали, и на похоронах повторили! — и не было более у братства пророка такого, как смиренный раб Господень Геннадий, который от Господа непосредственно получал Слово и, как Моисей, передавал его нам… и зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась (это дословно. И отсюда его саркастический вопрос: «..что вы без меня?»).
И все будут согласны, что сложенное в кубышки и под матрасы, дома и квартиры и всё прочее, о чем мы ещё не знаем — плата за страдания всего народа Божия. Но я не буду требовать своей доли, как не стал и от Советской власти добиваться реабилитации… Но заявляю — всё нашими страданиями и кровью оплаченное и кем-то присвоенное — принесет не благословение, а проклятие! Как был проклят виноградник Навуфея; где псы лизали наши раны и кровь, там будут лизать и кровь кто сознательно торговал страданиями детей Божиих, обменивая их на доллары. А чтобы того «товара» было с избытком, извратили начало движения Инициативников и внедрили пагубную ересь…
Но если вы не верите, чем Прокофьева и меня «купили», то вот вам официальный документ, читайте — «Мы… не пойдем ни на какие сепаратные мероприятия. Все общины евангельских христиан-баптистов в СССР — Единое Братство во Христе!» (Письмо «инициативной группы» во ВСЕХБ. 23 янв. 1962 г.). И такое же заявление, как лозунг, повторено в документе Оргкомитета от 22 апр.1962 г.). Не спорю, что регистрация — грех, а церкви зарегистрированные — Вавилон. А только заявляю — вначале не было так, а «Все общины…», т.е. регистрированные и нерегистрированные. А со временем всё с умыслом свели к вопросу о регистрации, и тем создали перманентный конфликт с властью, чтобы было что предлагать Западу в обмен на доллары.
И больно вспоминать, как одни страдали, жертвовали, работали «за спасибо», отдавали последнее «на дело Божие», не оставляли собраний наших…, а другие обменивали те страдания на доллары; и теперь никак не поделят оставшееся в кассе (правда, одного, не считаясь с предсмертным завещанием Г.К. — навести порядок в московской церкви — уже отправили назад в Мерефу). А завтра они приедут к вам собирать дань… И мы не подумаем сделать то, что сделали «все Израильтяне Адонираму»… (3 Цар.12 гл.).
Но я бы и слова не молвил против, если бы он, кто спровоцировал конфликт с властью, в знак солидарности со страждущими, хотя бы по пятницам постился, не говоря о большем (есть верный слух — он вообще не знал, что такое пост). Взгляните другими глазами на его «посмертное» фото — чем-либо он напоминает хотя бы печального, постящегося и молящегося Неемию, который и «вкусного хлеба не ел» (?!). Не говорю уже об уподоблении Христу.
Да, такой не станет «выносить горшки» из под жены прикованной полиартритом к инвалидному креслу. Но за то теперь «в вечных обителях» — выносит! — только не разглядел, из под кого; и будет выносить «доколе не отдаст всего долга» — сто лет там за год «отказа» здесь; там, где Иисус видел богача о капле воды умоляющего Авраама, где говорят, видели и Пилата, по сей день «умывающего руки…»; туда попадут и соблазнявшие «малых сих», кого мы не спасли повесив на шею мельничный жернов… и там, уже с жерновом на шее будут вечно тонуть в агониях вместе с клянущими себя за то, что на земле ненавидели своего брата, и присвоили страданиями других оплаченное… Ибо не во всех случаях справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет»!
Слушая Иисуса пророчество первосвященники со старейшинами и книжниками дружно воскликнули: «да не будет!» А я на ваше «да не будет!» напомню сказанное пророком Иеремией в ответ на пророчество Анании о сокрушении через два года ярма царя Вавилонского: «Да будет так, да сотворит сие Господь!… только.. ты сокрушил ярмо деревянное — и сделаешь вместо него ярмо железное» Иер.28 гл. Сам себе сделаешь!!
Не осуждаю «униженных и оскорблённых», что неосознанно отомстили за игнорирование их естественной и законной потребности: «каждая имей своего мужа!» Отомстили на свой лад, по-женски, как Иаиль, жена Хеверова: просил воды попить — молоком напоила и кол вонзила в висок («..он лазил как котенок на мне,..» — «Иаиль»).
Но первыми, «на почин», в 61‑ом году то сделали харьковчанки — преобразовали шокирующее для ап. Павла требование торговки Лидии — «если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» — преобразовали на современное: «Мы терпим, терпите и Вы!» Так они заявили и Прокофьеву и всем, кто проповедовал на темы: «Что общего у света со тьмою…» (интересно, если бы так реагировали сегодня на то, чему учат проповедники, во сколько раз уменьшилось бы число безответственных краснобаев).
На то время, Прокофьев уже становился для многих предметом восхищения (кумиром). И сестры, естественно, свято хотели, чтобы он равно принадлежал всем. А уравнять их с Пашей Марковной — «второй» женой Прокофьева (у которой от него еще в 40‑м году родилась дочь), с которой он в 52‑ом расписался, и скрепил роспись церковным браком — можно было только принятием (временно, конечно!) учения «чистых баптистов», согласно которому, законной женой является та, с которой ты впервые… Проще — Пашу Марковну он должен оставить, чтобы «называясь братом не оставаться блудником», а от «первой» получить расписку, что она его не хочет, и он «свято» свободен от всех жен (!?!).
Пикантная ситуация, если так думал и того же хотел и Прокофьев… Ведь еще в 53‑ем мы встречались с лидерами «чистых баптистов», и посещали тех, кого они искалечили тем учением, и пришли к однозначному выводу — это пагубная ересь.
И ума не приложу, как они узнали, что та, с которой он в 38‑ом (?) расписался, а на другой день сбежал, и была той «первой», и что она живет в Ленинграде, и по прежнему носит его фамилию. А вот как Прокофьев «влип» в ту историю, почему он согласился поехать к «первой» и взять от неё расписку — причинную связь искать будет посложней. Но для общей пользы, попробуем.
г/. …благочинно… служили Господу без развлечения. (1Кор.7:35)
Хочу думать, Прокофьев, соглашаясь поехать к «первой», не планировал к ней возвращаться. И уж точно — того не хотели его к ней посылавшие. Но ещё в Норильском лагере находясь, он писал на свободу письма и убеждал, что «по настоящей нужде, за лучшее, не жениться и не выходить замуж». Т.е. предлагал другим, чего ему сделать не дали «повивальные бабки». А освободившись, увидел своими глазами крайне тяжелое, противное природе, положение сестер, и стал о том усиленно молиться, в частности, чтобы Бог покаял неверующих для сестер, нуждающихся в мужьях.
И в одной из бесед с Каревым, они обсуждали и этот вопрос. Запомнилось, как Александр Васильевич, возражая Алексею Федоровичу, сказал с явной хитринкой в голосе: «…не мог решить, а что ответил бы ты молодой женщине, не успевшей родить, мужа которой посадили, и „с концами“, и она сама себя удовлетворяет…?» И помню, как воспламенился Прокофьев, аж привстал и начал возбужденно доказывать, что «нужно назначить общецерковный пост и молиться пока Сам Господь не решит той проблемы…»
Карев слушал молча, слегка наклонив свою лобастую голову, и как бы невзначай вставил: «А я бы посоветовал: пусть таковые вступают в брак — это лучше, нежели разжигаться — и церковь убеждал бы не накладывать на них иного бремени, кроме ими самими взятого, не усложнять их жизнь своими решениями, основанными на Библии».
Но не вместил то слово Прокофьев. И, как выход из того ненормального состояния, стал советовать сестрам совершать любое служение по влечению духа, чтобы не оставалось ни времени ни сил на раздумье о замужестве. И довольно прозрачно намекал, что большинству из них «не светит» выйти замуж. А поэтому лучше дать обет безбрачия, и стать невестой Христа… Что несравненно лучше, нежели тешить себя несбыточной надеждой, думать о замужестве, терпеть всю свою жизнь и никакой за то награды. (это я примерно, своими словами передаю). И знаю, многие девушки-сестры откликнулись на тот совет. Хотя, если которой из них находился брат — он не колеблясь, именем Господа освобождал таковых от обета…
Одну женщину Иисус остановил словом: «не прикасайся ко Мне…», а много «женщин» не остановил, и они «приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему». Нечто подобное и в рассматриваемом случае. «Возмущение „набожных и почетных“» охватило многих, и Прокофьев согласился — быть по слову их. Хотя некоторые понимали, что для него, это — глубокая яма, в которую по невежеству в вере толкают его искренне любящие. И как Павел по совету Иакова пошел в храм, так и Прокофьев, пытаясь «всем поработить себя, дабы больше приобресть», свалится в неё, ибо не взял во внимание другую сторону той истины: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым».
Если так, то и в этом Прокофьев, а не Крючков, первый попытался «свято» освободиться от нелюбимой жены, что для него закончилось катастрофой здесь, а для Г.К. темницей «в вечных обителях»… Вот такую «злую шутку» подстроил нам диавол, которому мы, вне сомнения, дали место!
Только всем, впадающим в искушение, не следовало бы говорить: «Бог меня искушает»…, или «она сякая такая, как жена Потифара…» Ещё и ещё раз — каждый увлекается и обольщается собственной похотью. А как мы знаем, Прокофьев в своем падении винил себя, и только себя одного. Но, объективности ради, не ставя под сомнение первое, почитаю уместным заметить, что он — и очередная жертва баптизма……
Так мы и подъехали к Ленинграду, ни о чем конкретно не договорившись. А если откровенно — мне думается он и сам не понимал, что творилось в его душе после того рокового: «Думаю, со временем всё образуется». Так как оно чем дальше, тем больше усложнялось. И его смущение выдавали появившиеся глубокие морщины на лбу и я не раз перехватывал его какой-то отрешенный взгляд… Хотя внешне всё шло своим чередом, даже Библию он читал в поезде открыто, и перед тем, как лечь спать молился становясь на колени, и не обращал внимания на недоумение других пассажиров — «такой интеллигентный и верит в Бога» (?!).
Но переживать он мог и по другому поводу — ему предстояла встреча с той, с которой провел ночь, а на утро сбежал, и не разглядел чуда природы, венца Божьего творчества — беззаветно любящего сердца женщины, что одно делает мужчину счастливым в семейной жизни. Он начисто забыл о ней. А она? После той ночи прошло более 20 лет; помнит ли она его, или как девчонка «выскочившая» замуж, а теперь и с шестым живёт, как не с мужем; и имеет ли он право, вообще, вторгаться в её жизнь и ворошить прошлое? Даст она ему расписку, или вызовет милицию…? И чем будет их встреча — мимолетным эпизодом в жизни того, кто жил мечтою о пробуждении, «дожде позднем», признаки которого усматривал в сияющих от счастья лицах чрез исповедание сбросивших с души бремя грехов, или то будет встреча изрядно потрепанного невзгодами жизни мужчины наконец решившего «зайти в бухту» и успокоиться (ему уже 46, а Антонина на год моложе). Но по всем параметрам, она — жена юности, и если хранит к нему любовь — что невероятно! — как и его фамилию, тогда зачем упускать шанс…?!
И честно говоря, чем ближе мы подходили к тому, могущему стать роковым, перекрестку, тем сильнее волновался и я. Не из-за того, что сестры разорвут на куски, если вернусь в Харьков без него, а просто, волнительно, аж дух запирало от той неизвестности.
36. Переделывал в октябре, 2007 г.
Вместо послесловия. Меня, как в частности и Куксенко, обвиняют в хамстве, имея в виду, что в своей «истории», подобно Семею злословлю «высокие власти».
Отвечаю: да, Семей говорил о Давиде правду, и я пишу о том, что видел своими очами, что осязали руки наши. Конечно, это субъективное восприятие действительности. А я и не претендую на всестороннее освещение… Ибо всегда держался слова: «кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать». Моё желание, повторяю: показать умышленно скрываемую сторону «медали».
При этом, я не Семей, так как «говорю плохо» не об униженных, а о богатых славою, о тех кто сегодня у власти, кто притесняет бедных и влечет их в суды… А если не так — покажите хоть одного ныне униженного, в чью сторону я метал бы пыль и камни?!
Да, волею Провидения я оказался в одной с Вами лодке. И меня выбрасывали; и я сам пытался дважды выпрыгнуть в воду, но бесполезно. И вижу — одни раскачивают ту лодку, чтобы опрокинуть; другие ловят момент и резко наклоняясь на другой бок лодки, пытаются восстановить равновесие.. Вы возвеличиваете ныне богатых, а мы будем продолжать «уравновешивать» и повторять: «Горе вам богатые ныне… горе, когда все будут говорить о вас хорошо…» И благодарите Бога, что находятся ещё согласившиеся быть сосудами на то «низкое употребление»!
Всё тот же — 36