Глава 40. Заблуждаетесь, не зная Писаний

Глава 40. Заблуждаетесь, не зная Писаний

Гибель народу без слова Божия.

Еще сразу после Революции 17‑ого года многие думающие христиане были уверены, что одной из главных причин небывалого обвала Православной веры стало пренебрежение к Библии. Слова писателя Достоевского — Гибель народу без слова Божия — они понимали буквально, т.е. что Библия и есть «слово Божие» без которого гибель народу. Вспомните, хотя бы описанное Марцинковским, когда он пытаясь вразумить одного из «бушующих», спросил: Разве Евангелие учит так поступать?» И получил в ответ: «а нешто мы ево читали? мы только крышку цаловали».

И верующие ЕХБ тех лет, как бы восполняя тот пробел, проповедовали о Библии, и о ней пели псалмы, вроде «Навеки не оставлю святую Библию…» Ибо также видели в исследовании Писаний панацею от всех болезней и личных и всего общества, в целом. И только 30‑е годы остановили ту форму благовестия.

После войны 41–45 гг. интерес к Библии в среде верующих снова стал возрастать. Уверовавшие в те годы, чтобы полностью отдаться чтению Библии, отказывались читать что либо иное. Никаких книг, газет, радио… только Библия! Интерес к Библии подогревался и тем, что их не хватало для всех желающих. Библии в стране не печатались, а те, что сохранились еще с 20‑ых годов, износились до предела. И мы их ремонтировали, переплетали… и очень гордились у кого была его личная Библия, с которой он не расставался. И действительно, индивидуальное чтение Библии действовало благотворно. И когда мы, новообращенные, которым недостаточно было общения в доме молитвы, сходились небольшими группами по домам, то рассуждали исключительно «о слове Божьем». С тех лет закрепилось не совсем буквально верное выражение «разбор слова Божия». Среди нас не было учителей и пособий по изучению Библии, не было и специальных программ… А оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что ту «стихию» организовывал и направлял Дух Святой. И для нас, будущих служителей церкви, те общения служили превосходной школой, особенно в разрешении проблемы «отцы-дети». Уже тогда мы испытывали на себе, что хотя книги Библии были внутренне связаны одним духом, и противоречия, если и возникали, то как мы себе внушали: «не в Библии, а в наших головах», однако, разные понимания чему учит Библия, ощутимо расшатывали нашу веру. И мы не в силах были объяснить и совместить в своем сознании исключающие друг другатолкования, а просто, как корабли Магеллана обходили скалы и рифы в проливе названном в его честь (а возможно кто и разбивался в вере); поступали как советовал Муди, читать Библию, как едим рыбу — мясо в рот, а косточки в сторону (только он не сказал, а что делать когда тех «косточек» накопится целая гора).

Я не отношу себя к христианам хорошо знающим Библию. Хотя бы потому, что за полные 60 лет хождения за Господом так ни разу и не прочел подряд всей Библии, хотя многократно пытался, но всякий раз капитально застревал либо на Левитах, либо во Второзаконии. Хотя, если открыть всю правду, первые пять лет я посвящал чтению Библии не менее 5–6 часов в сутки. А во вторых, у нас нет точно означенных критериев, по которым можно было бы провести некое состязание на лучшее знание Библии. Вы наверное встречали людей, которые хвалились тем, что много раз подряд прочли всю Библию. 10 раз, 20, 30 и даже 100 раз — не предел. И я встречал брата утверждающего, что он прочел Библию 110 раз. И однако, как и вы, я позволял себе не согласиться с некоторыми толкованиями братьев «много раз прочитавших Библию».

На своем пути встречал и братьев знающих и цитирующих наизусть бесчисленное количество текстов Писания. Например, многие слышали (и лично знали) Виктора с Белгорода, и я присутствовал, когда он проповедовал точно как написано: «кто говорит, говори как слово Божие»: не менее 20 минут он «говорил» текстами Писаний, не присоединяя ни одного своего слова, ни одного житейского примера, только текст к тексту, при чем, тем словом, которым кончал цитировать текст, с того слова начинал цитировать следующий… и вся та «цепочка» текстов, в придачу, была связана одной темой, точнее, одним словом. И впервые слушать его было просто интересно. Но ему, как и нам тогда не доходило, что когда я цитирую какой текст Библии, то уже не «так говорит Библия» и тем более не «так говорит Бог», а я словами из Библии излагаю своё понимание. К нам в Харьков приезжал брат Валентин с Майкопа и просторная квартира на Нетеченской (13?) не вмещала всех желающих его послушать. Так он — что странно, после контузии в армии — много говорил стихами и знал наизусть — мы проверяли его! — весь Новый завет и мог на заказ процитировать без единой ошибки любую главу. А брат Волковский с Макеевки, так захватывающе вписывал в свою речь библейские примеры, что мы с Прокофьевым с вечера и до самого утра слушали его разинув рты!

И само отношение к Библии у нас было, я бы сказал, весьма благоговейное. Так что некоторые из нас читали Библию стоя на коленях. Приведу пример иллюстрирующий сказанное. С Крыма в Лозовую (120 км от Харькова) переехал после очередного раскола один из трех братьев, Дубовик Виктор. Прокофьев с группой харьковских друзей решили его там посетить. Очень жалею, что меня не было с ними — уж я бы сумел проломить брешь в его «дубовом» сознании (?!). Но со временем понял, что крепко ошибался, когда оказался в одной церкви с его вторым братом. Так что пишу со слов Б. Баранника. Найдя по адресу нужный дом и увидев свет в окне наши обрадовались и постучались в дверь. Но никакого ответа. Постучались вторично, сильнее и снова в ответ мертвая тишина. Постучали в светящееся окошко — никакой реакции, словно в доме нет живых. Кто-то случайно толкнул входную дверь, а она оказалась не запертой. Вошли и увидели — посреди комнаты большой стол, а за столом сидит брат Виктор и сосредоточенно (молитвенно!) читает Библию (!).

Алексей Федорович во весь голос: «Мир дому сему!» Но в ответ увлеченный чтением «слова Божия» не шевельнул и языком, не моргнул и глазом, а пристально уставившись в Книгу продолжал «насыщаться Его словом». Уважая убеждение Виктора, Прокофьев тут же уселся на стул напротив, вынул из сумки свою Библию, раскрыл и также углубился в чтение. Лидия Владимировна, самая пожилая из гостей, попросив извинение, прилегла на кушетке, а прочие, соблюдая тишину, занялись кто чем. И так длилось примерно с час времени. Наконец, Виктор закрыл Библию, что-то тихо прошептал, а затем так же громко ответил (!?): «С миром приветствуем!» (как малые дети, не правда ли?).

 

И вот тут, я будь на месте Прокофьева, продолжал бы молча читать Библию, и упорно читал бы до утра! А утром не говоря ни слова, ушел назад на поезд. А как иначе поступать с нами, с теми кому что то такое втемяшится в голову и он, имея савлову ревность, под свой шаблон обтесывает и других, словно они не души живые, а пеньки или обрубки бревен, или кто уподобляется частично прозревшему, и видит проходящих людей, как деревья (Мр. 8 гл.)??!

А так мы относились к Библии потому, что старицами были научены: «Когда молишься — это ты говоришь Богу; а когда читаешь Библию — Бог говорит тебе. А что важнее?!» Логично? Хотя, в таком случае, не так уж и не правы укоряющие, что мы — библиопоклонники? И как иначе думать о нас, если в нашем исповедании веры написано, что «Библия является вседостаточным правилом и мерилом веры и поведения нашего». И как при таком исповедании веры, уразуметь где Дух истины, о котором Иисус сказал, что «когда Он придет, то наставит на всякую истину» — Иоан. 16:13; где «помазание от Святого… которое учит нас всему..» — 1 Иоан. 2 гл.; и какое место занимает наш здравый разум, наше соображение духовного с духовным и наша мудрость по плоти, если мы укор Павла — посмотрите, братия, кто вы — 1 Кор.1:26 — мы воспринимаем, как похвалу, что так и должно быть, чтобы посрамить мудрых и благородных???!

Но тогда почему мы природный дар пения, к примеру, рассматриваем как дарование от Бога, а такой же природный разум, нуждающийся лишь в посвящении, уничижаем?! Не по этой ли причине на Западе давно признано, что баптизм, это — вера простолюдин; и у нас, мы можем видеть, в баптистские догмы «вписываются» только интеллектуально ограниченные, которыми управляют одержимые духом властолюбия, которым без разницы над кем властвовать, а главное — удовлетворенное количество ими удовлетворенных (поэтому нас в обществе никогда не было и не будет более 0,5%. И сколько будем существовать, столько и ссылаться на «не бойся малое стадо…»). При том, если тех Диотрефов используют и оплачивают политики, то 100%‑ая консервация гарантирована, и их никто и с места не сдвинет, разве что вместе с «местом» на котором уселись, и даже в гробу они долго-долго лежат «на пороге, поперек входа в церковь», как обещали то делать при жизни (а кто не верит, посмотрите на фото похорон Г.К. и вспомните, что он говорил на последнем совещании по благовестию в Туле: «..лягу на пороге церкви и не допущу…»). Но это я так, к слову, как один из самых очевидных примеров идолослужения искусно замаскированного под «богослужение».

А теперь попробуем ответить, если бы Иисус встретился со всеми мною упомянутыми и теми, кого бы ты, читатель, предложил занести в список знающих Библию, что бы Он всем им сказал: «хорошо, что вы с детства знаете священные писания», или «заблуждаетесь, не зная Писаний…»? И не будем гадать, а согласимся, что слово — Заблуждаетесь, не зная Писаний — Иисус произнес, как строгое обличение в адрес именно тех книжников и фарисеев, которые с детства хорошо знали Писания и подобно Павлу, каждый из них мог засвидетельствовать, что он «по правде законной непорочный!» Почему в другом месте Сам Иисус сказал: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи: Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте…». Т.е. на тот час они учили правильно. Однако, к ним, как и к саддукеям, относилось слово Иисуса: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Или я не прав, а книжники и фарисеи знали Писания и не заблуждались и не они сделались по Писанию предателями, которые взяли Иисуса и руками беззаконных пригвоздили ко кресту?!

 

Нет, и ещё раз нет! Ибо Писание, само по себе, не панацея от наших болезней, на подобие таблетки от головной боли. А если хотите принять — Писания напоминают мне непревзойденных размеров склад стройматериала. И каждый, кто думает о себе, что он строитель, может зайти туда и взять совершенно бесплатно, всё что сочтет необходимым для своего строения. И «дело» каждого проверяется не другим строителем с другим набором текстов Писания. Это лишь может показать, что твое строение отличное от строения другого строителя, не больше. Строение каждого проверяется огнем (времени?). И не отдельные тексты Библии — золотые, а другие солома, дерево или сено; а когда текст к тексту, тут немного, там немного и в своей совокупности они и составляют «строение, которое строитель строит» и которое либо устоит в огне, либо сгорит. Посему не судите никак прежде времени — призывал Павел Корифян, к тому времени уже поделившихся на «Павловых», «Аполлосовых», «Кифиных» и «Христовых». И нас либо постигнет участь разделенного при Ровоаме Израиля, либо научимся уважать, а не судить строения других. Третьего не дано! Как на рынке — своё хвали, чужого не гудь. Поэтому, каждый смотри как строит — 1Кор.3:10.

 

Заметьте, это очень важно, не сказал Павел: «смотри, строй по отвесу Писания», или «смотри, строй из особого материала — по Библии»…, а… каждый смотри как строит! И только внутриутробные младенцы могут лепетать, что нужно, де, исполнять всю Библию, а не выбирать, что кому выгодно (они так говорятпотому, что читая следующий текст начисто забывают, что написано в предыдущем). Нет, в жизни не так. А как в природе, из одних и тех же атомов состоит, к примеру, непревзойденный по твердости алмаз и мягкий графит. Только расположены атомы по разному, что и делает алмаз и графит такими несхожими. И тексты Писания, как атомы в природе, могут образовать «строение» из золота, и такого же цвета «строение» из соломы. И судя по времени, Вы должны такому пониманию Библии учить меня. А я чтобы упирался и доказывал, что это богомерзкий модернизм и пр., и что нужно подражать Апостольской церкви, чтобы не быть обвиненным в ниспадении — От. 2:5.

Помнится, как Прокофьев, судя по писаниям Торрея, Руфи Паксон и Муди возвеличивал верующих Запада и обвинял ЕХБ, в отступничестве от учения апостолов. А Карев, возражая ему, сказал, что он так говорит, потому что не был на Западе, и что общины ВСЕХБ наиболее приближенны к первоапостольской церкви. Тогда, слушая их, я не понял Александра Васильевича, и потому не согласился. А брат был прав в том, что если наше строение наиболее приближенно к апостольской церкви, то это означает, что мы, самое большее, младенцы во Христе. А царство небесное подобно зерну горчичному, которое когда вырастет становится деревом — Мф. 13:31.. И с сей стороны взгляните — чего хочет Господь, чтобы церковь Божия возрастала, или оставалась меньшей всех семян; чтобы она становилась деревом в ветвях которого могли укрываться птицы небесные, или как во дни апостолов, только наклюнувшимся зернышком??! На что должно смотреть, к чему поспешать?

 

И вообще, согласитесь — начинающеепрорастать семя ничем не похоже на будущее дерево! Не спорю, всё что видим сегодня, находилось в генах зерна горчичного, почему и поем: «..как дышит в семени цветок, а дерево в зерне…» Но видимо, в апостольской церкви не было и не ищите ни нынешних систем управления церкви, ни норм поведения, ни морали… И верно отметил Проханов в одном из гимнов, что должно подражать стойкости, верности первых христиан и т.п., но не более. А в детство впадают только старики теряющие здравость ума, и мы, когда копируем праведников и святых прошлого. Ибо «У века каждого своя обетованная земля…» (Надсон). А я бы добавил: и своя Великая скорбь, и своё начертание зверя, и…… и «свои» «злобные вихри веют над нами..». Но на все века одно остается — каждому прожить так, чтобы в завершение пути не обманывая самого себя, сказать: веру сохранил.

 

За советский и пост советский периоды верующие ЕХБ испытали на себе и разные структуры управления и формы проявления своей веры. Все согласны, что последнее слово скажет Господь. Но меня лично это не устраивало. И поэтому я, как строитель и своей жизни, нахожу для себя в Писаниях основание: «..каждый да испытывает своё дело…» — Гал.6:4. И в помощь — «..каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» — Иак. 1:14. Вместе взятое помогало мне не считать других виновниками моих страданий и неудач. А их в моей жизни было столько, что в одно время огорчался, не дотяну, мол, до двухтысячного года, до очередной паники о конце света. А вот и дотянул, и паники не было, чтобы стыдить христиан и народ успокаивать. Так что не стоило и огорчаться. А что сужу Отделённых…, так не их я сужу, а себя и своего труда мне жаль, как снова таки написано: «чтобы нам (вам?) не потерять того, над чем мы трудились» — 2 Иоан. 8 ст. Или как писал Павел Коринфянам: «..мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею..» — 2 Кор. 1:14; и ещё: «…с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш…» — 2 Кор.10:15. И наоборот — ваш позор, это и мой позор — 2 Кор. 7:3. И не только вы, а и я хочу убрать из сердца то мерзкое, что видели друг в друге; все то поганящее хорошее и святое. Но, увы, только скоты сходятся, а потом думают, если вообще у них есть чем думать. А у некоторых народов убитого накрепко привязывали на спину убийце и отпускали. И он ходил со своей жертвой, а она гнила и разлагалась и черви копошились не разбираясь где чьё тело…

Так и я пришел к пониманию, что никакое общество не освобождается от общей вины извержением развращенного из своей среды. Не может живущий в обществе быть один виновен в совершенном им преступлении (не помню где, но кто-то лучше ту истину выразил). Поэтому-то все церкви Запада и отказываются от отлучения, как меры церковного наказания, как доказательство послушания слову и чтобы показать себя чистыми… Ибо отделение само по себе — признак нашей гордости и надменности. И оно присуще только плотским коринфянам-младенцам. Их Павел и учил так поступать. А слово Иисуса, что лучше увечному войти в жизнь — Мф. 18 гл. — никакого отношения к церкви Его не имеет, так как она войдет в жизнь, как написано, без пятна и порока, а не «увечная»!?! Не знаю как, но верю будет, как написано: из руки Его никто не похитит!

И последний аргумент — многие пророчества изрекались не для того, что так будет, а чтобы так не было! Подобно сему и право «связывать и разрешать» дано для выявления чем переполнено наше сердце — судом или милостью. Это испытание могущее превратиться в искушение. Как мы видим на примере апостола Петра, единолично решившем судьбу первой упомянутой в церкви четы; как для Израиля народы Палестины открыли и их дикие нравы (Иерихон и Гаий), и человеческий облик — так думать меня развернул отказ благодарить Бога, что я не таков, как прочие; как проповедники Евангелия «во свидетельство» тем спешат приблизить «конец»; так и все взывающие: «Доколе Владыко… не судишь и не мстишь…», и просящие: «Ей, гряди Господи, Иисусе»… все они своим отношением к другим людям показывают, что их праведность не превосходит праведности Ноя фарисея, который, если бы любил мир как себя, то по сей день тянул бы с окончанием строения ковчега. И напротив, посмотрите, как сегодня многие из нас готовы платить врачам любые деньги, только бы хоть ещё какой день пожить на земле, а не скорее попасть в небо — лицемеры! Или как сказала мне в простоте сестра, узнав о моей проблеме со щитовидкой: «И зачем табе та операция, переживання, резать будут… да тихо, спокойно умри и всё… ведь ужо 80 годков стукнуло, али за жисть не намучался?!»

 

Главное, что мною в этой главе отмечено, есть невосполнимая потеря наша общая. Более-менее сносно мы научились жить в скудости, но при этом, как бывает с физическим телом (например, я в свои 17, был во всём как 14‑летний подросток); «скудость» нас законсервировала и мы, как пол столетия назад, по-младенчески говорили, по-младенчески мыслили, по-младенчески рассуждали, так и сегодня говорим, мыслим и рассуждаем как малые дети. Но не в том беда. А пагуба — что всех, кто иначе мыслит, мы уже не как малые дети, а как хищники, как последние садисты — определяем в геенну огненную на муки во веки веков. И я действительно в изумлении, что Советская власть всё же терпела нас, человеконенавистников. Только за сие Бог простит ей всё прочее. А о «возрастании» нашем в познании Господа, проиллюстрирую сегодня услышанным. Ревностная сестра, любящая Господа, имеющая детей «сколько Бог дал», в 1976‑ом году в Харькове, в первой «скинии» за несколько часов «выросшей» на усадьбе Трояновских, во время празднования 100‑летия перевода Библии на русский язык, она была в числе молоденьких сестричек, кому, символически, из рук в руки, начиная от седовласых старцев, передали буквально, огромную Библию… Так вот, та сестра недавно получила вещевую посылку и, тщательно перебирая, сожгла (или выбросила в гарбич?) всё, где на этикетках, указывающих размер (малый, средний, большой) стояло «medial», так как решила, что это связано со спиритическими духами-медиумами (!?). Ибо «старшие братья», на которых она смотрит как на ангелов Божиих, «вправили» ей в сознание — к слову, такую «проповедь» и я слышал в Харькове в прошлом году — что все надписи на майках, платьях и пр. оскверняют душу и тело. И снова, как тут удержаться, чтобы не осудить — может им на том свете, за то, что ругают на этом, «скастят», чтобы не выносить какую сотню горшков из под трепещущих бесов — если надписи на майках есть мерзость, то почему тем «братьям» не мерзость получать от Запада чемоданы набитые долларами, на которых уж точно доказано, есть и начертание зверя, и знак масонства, а кто их берет, не отчитываясь от кого и для чего, тот вне всякого сомнения, оказался в сети диавола, который уловил их в свою волю — 2Тим.2:26.

И нам остается одно — умолять Господа: Ты, Господи, исправил дважды неверные деяния Петра и обратил их во благо. Ради славы имени Твоего, обрати во благо мои и мне поверившим, вольные и невольные злодеяния совершенные против наших отцов… Прости, прости!

Будьте Здравы. 8 марта 2009. В память о международном женском дне.