Глава 68. Добрые домостроители
я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на (нем); но каждый смотри, как строит (апостол Павел)
Но прежде мой отзыв на Ваши последние комментарии. Мне прискорбно, что поставлен на один уровень с хвалящимся, что знает как было от начала..; и даже пытаетесь сопоставлять… Но это подлинно скорбь моя и я её буду нести во искупление своей вины. А удивляет другое — мне казалось, что пишу, как думаю и понятно. А чтобы во всем винить Г.К. и хвалить А.П. — подобной несуразицы нет и в мыслях моих. Значит, так пишу, что Вы не так поняли. Простите. А похвально, что увидели мое еретическое (не общепринятое) ви́дение прошлого ЕХБ. И думаю, это поможет Вам в Вашем роде не повторить наши роковые ошибки. За Вас, род приходящий, у меня болит, а при всем желании «откреститься» не в силах «отстать», т.к. нет и быть не может бывших (!?) матерей, отцов, братьев.. Поэтому об одном и том: одни чрезмерно скорбят, а другие в какой-то Мерефе празднуют «13 августа, как день рождения СЦ» и начало «Великого пробуждения ХХ века» (!?).
***
В своих рассуждениях о Церкви я исхожу из аксиомы, что если мы можем сосчитать количество членов, то это не есть Церковь, о Которой говорил Иисус: ..Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её — Мф. 16:18. Однако, мы так говорим, в определенном смысле так понимаем и соответственно действуем. Это как в области астрономии — стало бесспорной истиной, что Земля вертится. А мы продолжаем говорить: «взошло солнце», а не «Земля повернулась нашей стороной к солнцу»; и даже навигаторы в своих расчетах, при определении местонахождения судна исходят из «неверной» предпосылки, что Земля стоит, а звезды и солнце вертятся вокруг неё. Так проще и легче определить свои координаты.
По той же причине мы говорим, что рождение Церкви, о которой говорил Иисус, имело место «..при наступлении дня Пятидесятницы.. Когда ..все они были единодушно вместе, внезапно… исполнились все Духа Святого..» И в тот день ..около трех тысяч душ, умилившись, крестились во имя Иисуса Христа — Дея. 2 гл.
И нас не смущает, что ничего такого нет в Новом Завете, и о душах крестившихся в день Пятидесятницы, написано: «..присоединились..», а не «Дух Святой служением апостолов создал Церковь Христа» (!?). Или: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (2:47), а по-Гречески: Господь спасаемых прилагал ежедневно (к ним, к их числу…, по-украински: «до купи»). А само слово «церковь» в Деяниях впервые употреблено лишь после трагической смерти Анании и его жены Сапфиры: ..И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (5:11.).
И еще одно, весьма существенное: созидаемое Петром и апостолами в Иерусалиме, именовалось «церковью» только в единственном числе — 8 гл. 1 и 3 стихи, и 12:5. И это не ошибка автора Деяний. А наверное Апостолы основывались на выше мною процитированном слове Иисуса к Петру: «Я создам Церковь Мою…», а не «Я создам Церкви..».
А вероятнее всего, Апостолы создавали Церковь по образцу ветхозаветного храма, который был один. Что подтверждается и призывом Петра к ..пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии: «..сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2 гл.).
Церковь в Иерусалиме была не только единственной, а и неповторимой, как и храм. Даже когда Самаряне приняли слово Божие и крестились, то в глазах Апостолов они еще «не приняли Духа Святого»; или говоря простым языком, не были положены в строение одного духовного храма-церкви.
И уверовавших именовали по разному: «ученики», «святые», «свои» («наши») и т.п.; а их собрания: «множество» (Дея. 4:23; 6:2; 9:19,25,32). И крестили их не как сегодня, а во имя Иисуса Христа — слугу и отрока Бога. И все они были «одна церковь» независимо от места нахождения — в Самарии ли, Иудее…
Нынешним христианам этого не понять, а поэтому ради нас Дея. 9:31 перевели не «Церковь же по всей Иудее, Галилее и Самарии была в покое…», а «Церкви… были в покое..» И не «слуга — отрок», как в гр. свитках, а «Сын» — 3:13,26; 4:27,30. А 8:37 в древних свитках опущен.
И только первые проповеди Петра следует признать истинным благовестием: Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы.. как и начальники ваши, по неведению распяли. Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа. А всё последующее — вера во Христа Иисуса высаженная в цветочный горшок Иудаизма (как и вера баптистов в капитализме?)!
И само описание образа жизни Иерусалимской церкви такое же реалистичное, как и сказание о 40‑летнем хождении Израиля по пустыне. Так как библейский язык, если его понимать буквально, пытаться «разрешить самому собою», а не воспринимать как «новорожденные младенцы», или по-детски, приводит к неразрешимым противоречиям.
Как, например, народ, численностью в 600 тысяч «носящих меч» (с женами и детьми не менее двух миллионов, скот не в счет) мог расположиться станом в Елиме, где было 12 источников воды и 70 финиковых дерев? Или, какое расстояние от центра стана, где стояла скиния, до окраины, если всякий Израильтянин мог увидеть выставленного на знамя медного змия и исцелиться? сто метров, двести, пятьсот, или более 5 км, если и в самом деле число вышедших из Египта указано верно, а на каждый шатер отвести хотя бы по пол сотки, чтобы не приходилось копать лопаткой ямку у входа в шатер соседа (Вт.23:13).
И в этом Иисус оставил нам пример. Он не разбирал, мог или не мог Иона трое суток пробыть во чреве большой рыбы и выйти живым. Иудеи так верили, и Иисус по их вере им и говорил: Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
То самое и о медном змие, о потопе во дни Ноя, гибели Содома… Иисус не искал его остатки на дне Мертвого моря, не снаряжал экспедицию на гору Арарат, чтобы отыскать Ноев ковчег и не подтверждал фактами чуда исцеления, когда укушенные змеями исцелялись, посмотрев на медного змия… А творил из тех Писаний назидательные поучения!
И так потому, что Учение не сотворено Им из «ничего». А как в известном событии-притче: по слову Иисуса, шесть каменных водоносов, стоявших по (обычаю) очищения Иудейского, наполнили водой, почерпнули и понесли к распорядителю пира… И та вода, в каменных водоносах Иудейской обрядности, сделалась лучшим вином Его Учения…
Но Учение, как и теоретические исследования, скажем, о строении атома (по гр. атом — «неделимый»). Учение необходимо «приземлять», как и атомное ядро расщеплять, если хотим получить практические результаты, а не довольствоваться «голой» теорией. А уже научившиеся «освобождать» атомную энергию могут создать и А‑бомбу, и АЭС.
Подобно сему и домостроители тайн Божиих — их призвание «приземлять» Учение Господа Иисуса Христа. Что первыми и начали делать в Иерусалиме Петр и апостолы. Ибо если держаться исключительно написанного в Библии, то никто ничего не построит. Как некоторые из вас уже пытались положить в ковчег завета Моисеев пастуший посох; а я в свое время пробовал воссоздать скинию собрания не уклоняясь ни направо, ни налево от написанного, не прибавляя к строению ни стропил, ни матицы, ни растяжек… А это вернейшие доказательства того, что Учение Господа следует «приземлять», прибавлять своё.
Поэтому апостол Павел, обращаясь к строителям, не призывал, как то делают внутриутробные младенцы, строить «как написано», «по отвесу слова Божия — Библии», а остерегал: ..каждый смотри, КАК строит — 1 Кор.3:9… А Евангельские примеры строительства показывают и учат не столько как нужно строить, сколько как не нужно! И Иерусалимская церковь, как она представлена в Деяниях, тому пример. Судите сами.
Можно согласиться, что уподобление Церкви храму не противоречит Писанию. Также по слову Господа — Лук. 12:33 — и то, что верующие первоапостольской церкви «продавали имения и (всякую) собственность». Благолепно и не противно Учению, что «охотно принявшие слово.. постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». А вот что они «имели всё общее», «никто ничего не называл своим» и «..каждый день единодушно пребывали в храме» — это в храме о котором Господь изрёк определение: се, оставляется вам дом ваш пуст — не знаю на каком слове Иисуса основано то священное отношение к храму оставленному Богом, или ничего не называть своим?! Всё сие, и сему подобное и есть «приземление» Учения, дополнение тем, чего Господь не заповедал (как стропила к скинии).
А если к тому приложить, что никто из уверовавших не трудился своими руками добывая себе пропитание, а ожидал возвращения Господа с неба, Который избавит их от Римского владычества и соделает царями и священниками, — строение пошло наперекосяк. Одна крайность — говорить: Не скоро придет Господин…, а другая — ни сеять, ни урожай не собирать, а все время проводить в ожидании Господа и славословии. Или я не прав?
И кто мне ответит, как долго могло простоять такое Апостольское строение — религиозное объединение нигде не работающих, проедающих дома и собственность новообращенных… месяц, два, год? А добавьте к сему, что после «разоблачения» Анании и его жены Сапфиры, «верующих же более и более присоединялось к Господу» — 5:14, а не к апостольской церкви (Т.е. были отменены «вступительные» и доходы церкви сократились?). А Господь всё не приходит. И слава Богу, от великого позора великого падения того строения единого храма-церкви, спасло произошедшее великое гонение…
Как мне видится, всё началось с того, когда Анания (милосердие Господне) и Сапфира (драгоценный камень небесного цвета) пали по слову Петра бездыханными, были вынесены вон и погребены без врачебного освидетельствования. Ибо произошедшее не только «разоблачило» «солгавших не человекам, а Богу», а и показало каким — добрым или злым — был сам домостроитель. Очевидно, Петр забыл, как он сам трижды с клятвой и божбой отрекался от Иисуса; и что он, как пастырь, должен был заступить их пред Богом.
Это как Господь говорил Аврааму: Вопль Содомский и Гоморский, велик он, и грех их, тяжел он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт. 18:20…).
Не думаю, что Господь и в самом деле не знал, что творилось в Содоме. Нет! об опасности нависшей над Содомом Господь говорил, чтобы Авраам увидел себя, насколько дороги для него Лот и его семейство, и готов ли он за них заступиться, или от радости, что у Сары от него будет сын, он забыл всё на свете (?!). К слову, а что вспомнили бы мы в момент восхищения с Церковью, или что говорим, оказавшись на Фаворе?!
Смерть Анании и Сапфиры, которым не дали и сказать: «Господи помилуй!» точно как сказано в Откровении: Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя — Из-за страха объявшего всю церковь и всех слышавших это, посторонние не смели пристать к ним, а верующие присоединялись к Господу, — сократились денежные поступления; или по какой иной причине у пришлых евреев произошел ропот, что их вдовицы пренебрегаемы были (дискриминация!) в ежедневном раздаянии потребностей — 6 гл.
Но второе горе прошло; вот, идет скоро третье — «самоволка» Стефана, или лучше: «Духа Святого творческая инициатива», рукоположенного без лицеприятия раздавать лепешки, повлекла совершать великие чудеса и знамения в народе, и завершилась великим гонением на церковь, что Господь по Своей великой милости и обратил во благо: как бы и не было великого падения Церкви Иерусалимской созданной Петром и апостолами, а было «великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по (разным) местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли…» не по-христиански и в отсутствии Апостолов — 8:1..
Один к одному, как в СССР в 30‑е годы: баптистское строение Церкви не исчезло, к примеру, по причине угрызения и съедения друг другом (Гал.5:15!), а без криков о помощи, с арестом Бондаренко и Колесникова в марте 1935 г., которые заменяли ранее арестованного Одинцова, баптистский союз прекратил свое существование, тихо и навсегда сошел на нет, как и «образцовая первоапостольская» Церковь построенная Петром (отсюда и убеждение, что 60‑ые годы, это — рецидив, чреватая последствиями вспышка болезни наших отцов).
И хотя Петр и апостолы попытались предать Стефана забвению (чтобы другим не повадно было «бесчинствовать»?), рассеявшиеся не испугались эпитимьи, и не имея апостольского поручения, не будучи на то ими рукоположены, ходили и благовествовали слово, крестили, а некоторые из них Кипряне и Киринейцы, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам; больше — создали первую независимую от Иерусалима Церковь и ученики в Антиохии — а не в Иерусалиме (!?) — в первый раз стали называться христианами — 11 гл.
Так был развенчан еще один домысел, что Дух Святой подается чрез возложение рук. Кипряне и Киринейцы, а не «ответственные за…», «рукоположенные пресвитера» и пр., наставлялись на всякую истину Духом истины, ходили верою, а не нелепыми видениями (вы только представьте сколько хлопот было у служебных духов, чтобы соткать большое полотно, привязать за четыре угла, наловить и натолкать в него всяких четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных и опустить так, чтобы все то увидел Петр. И при том, чтобы один раз убедить войти в дом к язычнику Корнилию… (!?)).
И благодарение Богу, рассеявшиеся от гонения Кипряне и Киринейцы оказались и добрыми домостроителями, а не злыми рабами Божиими. Они на другой лад построили в Антиохии церковь из Еллинов. И когда прибыл к ним «с центра» Варнава, то не стал «перестраивать», как Петр в Самарии после Филиппа, ибо не был опьянён уверенностью, что Апостольское строение единственно истинное. А прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался… ибо он был муж добрый.. — Дея.11 гл. И там, в Антиохийской Церкви, исцелился от Илииной депрессии и возмужал и Савл, избранный не человеками и не чрез человеков, чтобы стать Павлом Апостолом, и проповедовать, что Иисус Христос не только Слуга и Отрок Божий, Начальник и Спаситель, Мессия и Судья, а превыше тех имен — Бог Сын Божий.
Своим бытием Антиохийская церковь упразднила и домысел, что Церковь видимая, как и храм, должна быть одна и централизованно управляться одним «блюстителем трона Господня в Церкви»; «приучала» христиан и к слову «церковь» во множественном числе, и что нерукоположенные могут совершать литургию. И что само «рукоположение» — действительно «особо торжественная форма молитвы», а не то, что видел Симон, бывший волхв — 8:18.
Потому что, повторяю, апостол Петр строил по образцу храма, и буквально, как слышал от Иисуса: ..ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою… И в представлении Петра слово «церковь» во множественном числе звучало кощунственно, как для Навина слух, что сыны Рувимовы, сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили за Иорданом второй жертвенник для всесожжения и жертв (Нав.22 гл.). И только обстоятельства не давали Петру возможности «запрещать», как запрещал Диотреф, кто «не ходит с нами».
Но Дух Святой постепенно, по мере нашего роста открывает те истины. Как и автор Деяний: поначалу — «..собирались они в церкви» (в Антиохии!) (11:26); затем «В Антиохии, в тамошней церкви..» (13:1) и: «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви..» (14:23).
***
Итак я — и не больше! — причину своего отступления увидел в том, что эксперимента (любопытства) ради — хай буде гірше, аби інше — впустил волка во двор овчий, а начало низложения Иерусалимской церкви увидел в немилосердном отношении Петра к согрешившим Анании и Сапфире; мы увидели причину бедственного состояния церквей ЕХБ в отступничестве служителей ВСЕХБ и их сотрудничестве с властями, а Прокофьев причину своего падения увидел в том, что первый подал идею отлучить служителей ВСЕХБ; некто увидел причину ликвидации союза Баптистов в повторении с Прохановым истории Иосифа и согласии Иванова-Клышникова принять «предложение» Исполкома ВСБ занять место «ответственного» за все церкви Евангельских и Баптистов в СССР; а ещё кто-то даже причину аварии на Чернобыльской АЭС увидел в грубом разгоне группы верующих Припяти собравшихся нелегально для Преломления… (!?).
Но так ли это? или все мы — новоявленные строители — ошибаемся, как вне сомнения ошибался Иудейский первосвященник со старейшинами нашедший Павла «язвою (общества), возбудителем мятежа между Иудеями, живущими во Вселенной, и представителем Назорейской ереси». И только Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников, у Которого очи — как пламень огненный, знает настоящие причины происходящего. Поэтому за лучшее: всякий сетуй на грехи свои. Ибо верно заметил Иаков, что каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью — Иак.1:14.
И как «с небольшого ручейка начинается река», а разрушительный обвал с одного сорвавшегося с горы камня, так и развал страны, Церкви и падение отдельной души начинается, когда некто станет последней каплей… Дополняйте же меру отцов ваших — остерегал Иисус Иудеев утверждающих: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в (пролитии) крови пророков» (Мф. 23:29…).
Апостол не знал точной даты, но достоверно знал — всё будет разрушено: Иерусалим, храм и церковь иудействующих верующих во Христа. Поэтому так и написал церкви Фессалоникской об Иудеях (не только жителях Иерусалима!): «..которые убили и Господа Иисуса и его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес.2:14…).
Так и мы своё будущее созидаем настоящим — своим отношением к нашим ближним. Как сказал Иисус: Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. И дальше перечислил: злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления.. Мф.15:7… И хотя у Марка список длинней. Но так же предполагает наличие ближнего, кому я могу причинить зло и тем наполнить меру грехов своих, и страждущий из-за меня ближний может оказаться той последней каплей…
И в день, когда Сын Человеческий сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, Он будет судить только за то, что в ком-то не увидели Христа, и не накормили, не напоили, не приняли, не одели, не посетили и не пришли в темницу. А не за членство в порочных церквах, неприличное одеяние, отсутствие покрывала на голове, регистрацию, нечистое и прочие немощные и бедные вещественные начала.
Со временем Иерусалимская церковь стала не такой, какой была вначале. И начальствующим в ней был уже не Петр, а Иаков. Но идея осталась, что как храм был один, так и Церковь должна быть одна, а по другим местам, только синагоги… И что я не ошибся, обратите внимание хотя бы на то, что как старший сын при разговоре с отцом упорно уклонялся назвать меньшего своим братом, а «твой сын», так и участники первого в истории Церкви «Собора» рассуждают, спорят, потом пишут Послание (Дея.15 гл.)…
И вопрос: кому пишут? церквам находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии?! Церкви Божией в Коринфе; «церквам Галатийским»; «Фессалоникской церкви», «всем святым во Христе Иисусе…», «..святым и верным братиям…»??! Как бы не так! А лаконично: «..братиям из язычников..», а не «Антиохийской церкви…» (и слава Богу, что хоть братьями назвали (!?)).
Ибо в их понимании, как и в Петровом строении, на земле есть только одна Церковь, что в Иерусалиме, как и один храм! Как написано, что Господь воссоздаст скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздаст и исправит её, чтобы взыскали Господа и прочие человеки и все народы… Так что «язычники» — это «прочие» и, как временно привитые, должны бояться и делиться всяким добром с наставляющим (центром?), которые, как у Исаии, усвоят их себе.. рабами и рабынями (Ис.14:2). И с этой идеей они не расставались до самого 70‑ого года н.э., когда исполнилось пророчество Иисуса: Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; ВСЁ будет разрушено.
Хотя во втором строении Церкви Иерусалимской, уверовавшие жили в своих домах, а не в «коммуналках», и многотысячной массой не просто «каждый день единодушно пребывали в храме», а были ревнителями закона, соблюдали обряды (Дея. 21:20,23..). А о Павле они наслышались столько и такого, что апостолу язычников в их сердцах места не нашлось. И могли оказаться в числе выволакивающих апостола вон из храма, готовых растерзать его и требовавших: «истреби от земли такого! ибо ему не должно жить». Иначе, как могло статься, что за два года ни один из членов «первоапостольской» церкви не посетил Павла в темнице в Кесарии. Так что нечего сказать, хороша образцовая Иерусалимская церковь (!?).
Но приди Христос во дни Апостолов, их строение Церкви оказалось бы правильным, строители заслужили бы похвалу как добрые и верные. Это как не замедли жених, все 10 дев вошли бы на брачный пир. Но Жених замедлил и все строения церквей стали испытываться огнем времени — одни скоро распадались, другие столетиями стояли, а еще иные стоят по сей день. Одни «приземлили» Учение только для своего рода, другие — для рода грядущего, а иные пытаются жить как их предки, чтобы и своим детям передать учение неизменным. А еще иные берут за образец Апостольскую церковь… кто на что горазд.
А так еще и потому, что руководствуемся «буквой» Писания, а не наставляющим на всякую истину Духом Истины — Иоан. 16:13 — и забываем «ключик», что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своём», которым отворяют только рассудительные.
И Деяния для них не «историческая книга», а подлинное Откровение, которое и в канон богодухновенных могли не включить, если бы автор писал прямо, не облекая своё ви́дение в события-притчи. В этом и причина, почему многие домостроители безрезультатно пытаются повторить опыт Иерусалимской церкви, копируют и тщетно силятся подражать… И не подумают, что написано оно для нашего остережения, как образы, чтобы мы не были похотливы… А для наших родов от того их строения нам в наследство достались, разве что одни не впопад «лепечущие языки», и строения, что Павел назвал «церкви Христовы в Иудее» (Гал.1:22) не по их принадлежности Христу, а что Иисуса они признавали Мессией. Или ещё что?
***
И совершенно иным было строение апостола Павла. Во-первых, если Петр уподобил Церковь духовному дому, а верующих хоть и живыми, но камнями лежащими недвижимо в строении, Павлу была дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем (состоит) домостроительство тайны… Церковь же Павел уподобил телу, а верующих — членами тела: рука, нога, глаз… А отсюда он вышел и на Тело Христа, что благолепно с написанным в Деяниях: Верующих же более и более присоединялось к Господу (а не «к их числу»). И самое умом непостижимое: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Это и есть что Бог, богатый милостью… нас оживотворил со Христом… нас воскресил с Ним, нас посадил на небесах во Христе Иисусе — Еф. 2 гл. И это строение Павла по сей день не сгорает в огне времени.
А сие мною написано с целью показать, что всё видимое, что можно сосчитать, рассуждать о достоинствах и недостатках, что имеет конкретную дату рождения и пр. и пр, — и «первоапостольская Иерусалимская церковь» не исключение, — есть церковь Божия, или по-русски: «собрание детей Божиих верующих во Христа Иисуса». И церквей Божиих столько, сколько было за всю историю христианства и домостроителей. И все они «приземленные», а значит и с недостатками; и все без исключения созидались человеками и не без участия власть имущих, или с оглядкой на те Силы. А Церковь, о Которой Иисус сказал Петру: Я создам Церковь Мою… — была и, на сегодня, есть тайна сия великая!
Будьте Здравы. Спокен, 08.26.10. (доправлял 11 сентября). 36.