Глава 76. Я мирен, но только заговорю, они к войне

Глава 76. Я мирен, но только заговорю, они к войне

…Равви! кто согрешил, он или
родители его, что родился слепым?…

Мой брат был сильно недоволен и не хотел выполнять мою просьбу — он почитал то ненужной затеей — перевести на английский моё заявление о «справедливом слушании» и отвезти в офис. И пока мы пререкались, а потом переводили, офис закрылся и брату пришлось ехать в центральный офис. Естественно, когда ехал, был раздосадован и раздражен. И не заметил как превысил скорость. А полицейский заметил, остановил нарушителя и выписал «тикет», из-за чего мой брат окончательно разозлился на меня. И когда я стал выспрашивать о причине его обиды, он резко ответил: «Из-за тебя я „тикет“ заробыв — получил, за превышение спидлимита!»

Однако, я почел уместным возразить: А может быть не «из-за меня», а за меня, как и написано: ..старца не укоряй; а Вам.. лица старцев не уважены. То ли брат решил, что бесполезно мне что-либо доказывать, то ли ему пришло просветление, но он ни слова не сказал против. А словесное извинение, кому оно нужно? Ведь важнее, если увидел и уразумел!

Библейская история Израильского народа переполнена описаниями бед и несчастий. Земля Обетованная на деле оказалась не «текущая молоком и мёдом», а «поядающая живущих на ней». Судите сами: численностью в 75 душ семейство Иакова гонимое голодом переселилось в Египет. За 430 лет «рабства» Израиль размножился до 600 тысяч мужей, не считая жен и детей. Увлеченные Моисеем они вышли из Египта и за 40 лет блуждания по пустыне их общая численность возросла всего на 3 тысячи. А за последующие примерно 500 лет, к году 587 до н.э., когда Навуходоносор после 900‑дневной осады взял Иерусалим, там в живых оставалось менее 50 тысяч Иудеев, которые и были уведены в т.н. Вавилонское пленение. А прочие рассеявшись по всему миру ассимилировались и как отдельный народ, исчезли.

Но примечательно другое: каждый по своему видел причину той трагедии. В глазах народа виновниками были вожди, даже такие «кроткие» как Моисей, которого они не раз порывались побить камнями — как поляки убили Ивана Сусанина, заведшего их в непроходимое болото — и возвратиться в Египет. А во дни пророка Иеремии, народ говорил: непременно будем… кадить богине неба… потому что тогда мы были сыты и счастливы, и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода (Иер. 44 гл.). Т.е. винили уже и Моисеевого бога Иегову.

А пророки Божии и авторы Писаний, напротив, причину трагедии видели в отступничестве народа. И сие с завидной настойчивостью утверждали. Что хорошо видно из книги Судей. В ней многократно повторяется одно, цитирую: сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа, и стали служить Ваалам… и воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими… и воздвигал (им) Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их. Но и судей они не слушали, … а как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих… Т.е. виноват народ.

Было, что пророки, говорящие от имени Бога, причину бедственного состояния народа видели и в царях. Так что некоторые и наши учителя делали из того не совсем объективные, далеко идущие выводы. И я не раз слышал и от Прокофьева, что как благополучие Израиля зависело от их царей — так и ныне (!?).

И думаю, именно такое видение привело к тому, что и мы причину бедственного состояния народа Божия увидели в отступничестве служителей ВСЕХБ. А не держались обетования Иисуса: се, Я` с вами во все дни до скончания века.

Иисус Христос однажды был поражен, однажды Его овцы рассеялись… Но со дня Его воскресения и до скончания века, Он с нами и когда мы не с Ним; духовная жизнь и благополучие Его стада не зависит от земных пастырей, как было у плотского Израиля; и Господь Духом Святым не мечется как неистовый, то вскакивая в среду народа Божия, то оставляя его за тот или иной их грех. Что верно отмечено и в одном из наших гимнов: «..я часто оставлял Тебя, но Ты не оставлял..»

Да, Господь Один топтал точило, и Один Своею смертью и воскресением «обеспечил» Свое присутствие Духом Святым в церквах Божиих… дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Так что даже такую церковь, как Лаодикийская, Он держит в устах… А не как мы выплёвываем, что нам не по вкусу. Ибо рожденные от Бога соединены, как члены тела, с Главой Церкви, Христом, а не с земными пастырями и вождями.

Но к великому сожалению, аллегория западного баптиста Джона Буньяна, что Эммануил оставлял город-душу нами была воспринята буквально и в духе ветхого завета, как и образ Господа стоящего «у двери», т.е. как бы вне церкви.

Эти, и им подобные, нами буквально понятые иносказания, подготовили почву для принятия рокового утверждения: «мы` обеспечили богоприсутствие Господа в наших церквах» (Г.К.). Чем не думая, попрали Сына Божия, не почли за святыню Кровь завета, оскорбили Духа Святого … Ибо слово Бога Отца, после закона, поставило Сына, на веки совершенного Пастыря и Он вошел в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие…

И в видении Иоанн видел посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому… Который и повелел ему написать, что семь светильников.. суть семь церквей. И в то число входили равно страдающая Смирнская церковь и потерявшая первую любовь, Ефесская; мертвая Сардисская, носящая имя будто жив, и Филадельфийская, сохранившая слово Его и т. д. У подобного Сыну Человеческому в деснице были все семь звезд-ангелов церквей и, повторяю, Иоанн видел Его посреди семи светильников (!). Отсюда следует, что иное видение исходит от иного духа, как «„приложенное“ к словам книги пророчества сего».

И посмотрите на Иудеями изображенную «менору»-семисвечник: это семь в одном светильнике и, одновременно, один в семи. Так что отломленный один светильник остается золотым, но кощунствует, когда выдает себя за весь золотой светильник изготовленный Моисеем по образцу показанному ему на горе.

И дремучее невежество свойственное младенцам, думать, что своими делами мы можем «обеспечить богоприсутствие Господа в церкви», а свое духовное состояние увязывать с верностью или напротив, отступничеством пастырей — это делать плоть своей опорой; или что терпя служителей-отступников, не обличая их при всех, мы участвуем с ними в «низложении церкви чрез церковь», и нам должно, де, выйти и отделиться от них; а полагая свои души за верных пастырей, мы тем, якобы, сохраняем церковь от рассеяния… Так думая и так действуя, мы невольно превращали церковь Божию в собрание полное обиженными и злыми Его рабами, более похожую на религиозную организацию озабоченную не свойственной церкви Божией деятельностью, скажем, правозащитной. Ибо смерть Христа собрала воедино рассеянных чад Божиих, — Иоан. 11:52, — а Его воскресение есть вечный и неиссякаемый источник духовной жизни каждого Им искупленного! — Иоан. 4:13…

И вернейшее тому подтверждение — церковь Божия в Коринфе, которой Павел писал: «хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15). А также церковь, в которой членом состоял Гаий и любящий первенствовать Диотреф, одно имя которого — вскормленный Зевсом (а не чистым словесным молоком — моё), говорит о многом. Но апостол не повелел Гаию «выйти и отделиться» плотью, а в духе: Возлюбленный! не подражай злу, но добру — 3 Иоан. 1 гл. Что вполне согласуется с желанием и молитвой Иисуса к Отцу: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.

В идеале церковь состоит из возрожденных святых детей Божиих, как о том написано и в баптистском исповедании веры. Но в жизни церкви ЕХБ мало чем отличаются от церкви в Коринфе, членами которой были и сомневающиеся в воскресении мертвых, и даже «не знающие Бога»; между ними были зависть, споры и разногласия, и поступающие по человеческим обычаям, и блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто имеет жену (женою? — моё) отца… А собрания проводили так, что если войдут незнающие или неверующие, — то не скажут ли, что вы беснуетесь?

Однако, и раз и два апостол пишет им свои послания, пишет церкви которая по делам хуже некуда, настоящая «вавилония», а он называет её церковью Божиею, цитирую: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе…» А так еще и потому, что нам, человекам, пока не придет Господь, дана заповедь: «..не судите никак..» Ну а если кто из вас осмелится называть видимую церковь «невестою Христа», или «церковью Христа», тогда и вовсе обвал — касающийся Тела, касается и Главы!

Лично для себя ту дилемму я разрешаю просто: все видимые собрания исповедующие Иисуса Христом, их объединения, союзы и пр. есть ни что иное как строительные леса верою принимаемые за жилище Бога; а лучше — гостинницы строящиеся с учетом разнообразия рода человеческого, куда милосердный Самарянин помещает израненных разбойниками. А однообразие — как говаривал Бердяев — ведет к без‑образию. Почему и я в восторге от русского перевода 1 Пет. 4:10, где благодать Божия названа многоразличной, т.е. имеющей много разных лиц.

И не Петру, Павлу или кому там еще, обещано сохранить на века от одоления вратами ада ими в веке сем воздвигаемые церкви, которым предопределено рождаться и умирать… А слово Иисуса Петру — Я создам Церковь Мою… — относится к духовному, невидимому… Иначе, судя по видимому, по количеству душ диавол побеждает, даже если и тысяча грешников не стоили бы и одного праведника. Но Богу Отцу открытому Иисусом, все Его дети равно дороги; Он же не Иегова-нацист?!

***

Кто из нас не размышлял о причинах несчастий вдруг одно за другим свалившихся на Иова, уверенного в своей непорочности, который в первые дни и жене, посоветовавшей ему: ..прокляни Бога и умри, ответил: ты говоришь как одна из безумных; от Бога мы должны принимать равно и доброе и худое.

Но когда к покрытому проказой Иову пришли его три друга и поставили под сомнение его праведность, он в споре с ними наговорил такого, что в последней главе той книги-притчи заявил, что отрекается от всего ранее им сказанного и раскаивается: Так, я говорил о том, чего не разумел…

И что разумел мой брат, когда говорил, что из-за меня он был наказан полицейским? И хотя говорят: «со стороны видней», но только Господь знает, кто за что страдает, кому за что Он «попускает наказание». А мы` уподобляемся злому рабу бийце когда обличаем, судим и наказываем своих братьев во Христе. Более того, осуждение другого, как плевок в небо, падает на голову судящего! Давид осудил богача взявшего у бедняка последнюю овцу, и не много сумняшеся, вынес ему приговор: смерть тому человеку… за овечку он должен заплатить вчетверо!

Но стоило пророку сказать Давиду: «ты тот человек!», он тут же взмолился: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей — Пс. 50. Однако, покаяние не спасло от падения на голову Давида осуждения другого — за убийство Урии Давид «рассчитался» трагической смертью своих четверых сыновей, т.е. за овечку заплатил вчетверо!

Подобно Давиду и мы проповедуя суд, милость и веру — распределяем, или как написал Иаков, пересуживаем в себе, становимся судьями с худыми мыслями, относим суд к другим, а милость к себе; не будучи сердцеведцами говорим одному: «тебе хорошо сесть здесь», а другому — «ты стань там…»

Мы пересуживаем не только внутренних, а выносим свои суждения и об инаковерующих, о церквах, о своей стране и даже о всем мире. Как и положено знающим Библию, мы делаем ссылки на те или иные тексты Писания. И утверждаем, что так говорит Библия, так говорит Бог! И не подумаем, что как «огонь с неба» не есть доказательство истинности — огонь ниспадал по слову Божиих пророков, но и зверю выходящему из земли, дано будет творить великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми… Так и на Писания ссылался, и по сей день использует Библию и диавол, что и показано в притче возведения Иисуса в пустыню для искушения от диавола — Мф. 4 гл.

Но как мне не подумать о Божией каре генерала КГБ Харьковской области, которому довелось решать мою судьбу, кто поставил в моем деле последнюю точку и тем ожесточил моё сердце; я увидел что соблазнился делом Богу неугодным и признал свою вину за произведенное в церквах ЕХБ возмущение против братьев, служителей ВСЕХБ. Не знаю как, но он знал, что на общении 5‑ого декабря 1961 года, в присутствии Прокофьева и Крючкова я изрек пророчески: Движение обреченное, Прокофьева мы потеряли, а я выхожу… И в суде, в своем последнем слове, я искренне попросил дать мне возможность самому разобраться в нами содеянном, но… где-то решили иначе. И та несправедливость подвигла меня заклясть себя: отсижу сколько дадут, выйду и тогда открыто скажу и о Движении, и о том, как всё начиналось. Чтобы никто не посмел упрекнуть: «КГБ сломило несгибаемого». Так думалось, да не совсем так сделалось.

Два года спустя, летом 63‑его, для замены режима с усиленного на строгий меня этапом доставляли с Мордовии в Харьков. И меня посещали ответственные работники КГБ, и выражали «сожаление», что в Москве принятое решение, они де, не могли изменить. Но это ничего не меняло. И тогда же от них я узнал о трагической смерти и того генерала КГБ: перед сном принимал ванну, а чтобы вода не остывала, подключил кипятильник, который «пробил»… и его долго трясло, пока не остановилось сердц… А диавол тут же стал понуждать меня сказать: это ему за меня такая смерть (!?).

А что Вы думаете я один такой, и меня одного искушал диавол, чтобы причину своих страданий видеть не в себе и судить не себя, а других? Мы выше отметили, в чем пророки видели причину бедствий и страданий народа Израильского, и как по иному объяснял то сам народ. Но, думаю, правее всех был Давид, когда увидел ангела Господня с мечом карающим простертым на Иерусалим: Господи, Боже мой! — возопиял он — я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали?… (1 Пар. 21 гл.).

Такое ви́дение причин бедствий и несчастий имели и Даниил, и Неемия и все дети Божии Нового завета, кто подобно блудному сыну искренне признают: Отче! я` согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим…

***

Только сейчас я начинаю осознавать, как мы были блаженны и как обильно Господь благословлял нас, когда в повседневной жизни нашим руководством был девиз: не принимать поношение на ближнего своего — Пс. 14; и слово Иисуса: Не судите, да не судимы будете — Мф. 7 гл., расширенно истолкованное апостолом: …не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога — 1 Кор. 4 гл.

Мы жили не на отшибе необъятного СССР как, скажем, община в Узловой, которую брат Куксенко пользуясь «преувеличенными слухами» назвал «матерью Движения». Харьков был зачинщиком и проводником многих судьбоносных решений. Через Харьков пролегали пути и многих ревнителей… А каких только проповедников — официальных и «бродячих» — не слышали верующие Харькова??! В городе действовала и самая многочисленная община Украины, ежегодно принимали крещение в среднем 150 новообращенных. Одной молодежи насчитывалось до 300 душ (50‑е годы!). Харьков, Донбасс, Одесса, а затем и другие города, как Брест, а не Минск, для Беларуси задавали тон и определяли направление развития Евангельского движения в Украине, в которой находилось более половины общин ЕХБ с 2/3 всех верующих СССР.

А все сие я к тому, что в Харькове всякого рода наушники, как и Иеговисты, Пятидесятники, Баптисты (чистые) и пр., которые начинали с поношения наших пресвитеров, не могли похвалиться успехом. А всё благодаря той, при духовном рождении сделанной, «прививке» — не подниму руки на помазанника Божия, даже если это современный Саул на которого по временам находил дух злой от Бога… Что тебе (до того)? ты иди за Мною — такое слово Иисуса, мы, овцы Его, приняли от начала. Что и сохраняло нас в вере и спасало от потери блаженства. А с 1961‑ого года в Харькове всё перевернулось с ног на голову…

Возможно в чьих глазах я подобно книжникам и фарисеям, говорю и не делаю, связываю бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагаю на плеча людям, а сам не хочу и перстом двинуть их — признаю началом пути превосходнейшего, когда судим сами себя (1 Кор. 11:31), а сам сужу и ИГ, и Движение и его вождей, оправдываясь тем, что сужу себя. Так как был не просто частицей принявшей от Движения дух, о котором писал апостол Иуда (1:8), а кто прежде сам был охвачен тем духом. И говорю не в осуждение кого, а осознанно говоря о них, вижу и сужу себя: я как и они и еще хуже!

А в наличии во мне того духа можно убедиться на примере моей реакции на арест А. Лозового и его жены Марфы, за год до начала Движения (о чем я писал ранее). И хотя тогда Прокофьев не дал проявиться ему на деле, но 61‑ого года «движение Инициативников» несомненно связано с тем иным духом от Бога. «Да какие вы верующие?» — патетически вопрошал полковник КГБ Самаркин, вбежав в кабинет следователя меня допрашивавшего и размахивая двойным листом тетради на котором большими буквами было написано: «ПОКАЙТЕСЬ И ВЕРУЙТЕ В ЕВАНГЕЛИЕ» и наклеено на парадной двери КГБ — «да вы, вы церковные разбойники!». И мне трудно представить его реакцию, когда проросли «ягодки» (?!?), когда к примеру, с ж/д насыпи вниз катились вперемешку старицы, старцы и милиционеры, преградившие дорогу идущим к реке совершить крещение, или когда на «лесном общении» разрывали и растаскивали плотно сомкнувшуюся массу молящихся, а они срывали с них погоны и фуражки…

Несомненно, изначально Движение попало под влияние иного духа. Т.е. не то, чем первые десять лет следования за Господом мы спасались, чему учились и учили других. И о тех годах следует либо сказать словами Павла: Вы шли хорошо; и кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Либо согласиться, что Богу угодно, когда причину бедствий и несчастий ищем и находим не в себе, а в других; когда других, даже Бога виним за своё отступничество и падение…

Но тогда придется признать, что прав был Адам сославшийся на Еву, а Ева на змея… И за образец покаяния брать не Давида на весь мир заявившего: ..согрешил я`…, а Саула, обличаемого пророком в непослушании Господу, а он винил народ, оправдывался, что лучшее из добычи хотел принести в жертву Богу, и разодрав одежду Самуила, требовал, чтобы он «почтил его перед старейшинами…»

Судите сами: более десяти лет мы воспитывались причину бед и несчастий искать в себе, за свои слабости и падения винить себя: «я согрешил», «мы поступали беззаконно»… А в Первом послании ИГ от нашего имени было написано прямо наоборот: «ВЫ»! Т.е. сякие перетакие Филистимляне, Амаликитяне, Египтяне, Навуходоносор, судьи, власти, пресвитера, служители-отступники, муж, жена, они, все…, но не «я» (!?). И повторилось, как писал Павел Галатам: … начавши духом, теперь оканчиваете плотью.

Но даже 40 лет спустя, за год до смерти, Г. Крючков напишет, и тем подтвердит непоколебимую уверенность в своей правоте, цитирую: «В этом небольшом, сжатом до конспективной формы и зашифрованном для всех сил зла Послании отражена вся суть начатого Богом движения! Программа более чем на столетия… На небесах было принято великое решение, и никто из сильных мира сего не мог противостоять его свершению!…» (Великое пробуждение ХХ века, стр.28).

А ниже привожу цитату из того «..решения принятого на небесах». А ты, мыслящий, сам рассуди, и тебе даст Господь разумение во всем.

«Братья, служители ВСЕХБ… Всякий раз, когда мы задаем себе вопрос, где главная причина всех неустройств церкви, кто играл и играет во всем этом главную роль? — Мы единодушно говорим: „Вы, к которым мы теперь обращаемся; ВЫ, которые заняли самое высокое положение в церкви; ВЫ, кто теперь преступно препятствует восстановлению в ней Божественного порядка. Иез. 34:1–10“» — конец цитаты из Первого послания Инициативной группы Президиуму ВСЕХБ в СССР.

Не «я», и не «МЫ», а ВЫ, ВЫ, ВЫ`… И тем «выканием» мы исполнили пророчество Иисуса: …и восстанут дети на родителей, и умертвят их (мы отлучили!?).