Глава 12. Как всё то начиналось

Глава 12. Как всё то начиналось

Мы уединились в другой комнате и Алексей Федорович стал рассказывать, как нашел «выход»… Вообще, с такими дотошными, как я, он не допускал ничего лишнего, а был немногословен и корректен. И мне трудно им сказанное повторить слово в слово, но я гарантирую точность сути, и верность мне запомнившихся подробностей (а в скобках курсивом, мои по ходу рассказа, нынешние замечания).

 

— Мне везде сопутствовал успех, — начал свой рассказ Алексей Федорович. И продолжал: Я нашел Геннадия Константиновича, когда у него гостили два брата: один с Минска, а другой с Ленинградской области — помощник старшего пресвитера по Белоруссии и пресвитер. Они приехали к Г.К. посоветоваться, как быть дальше; и привезли «противоевангельские» документы ВСЕХБ (о которых мы слышали, но не имели). С ними также был пресвитер П. Якименков и три брата, члены поместной церкви. После знакомства и краткого обмена мнениями, я предложил три следующих дня провести в посте, чтобы Господь открыл, что делать, как стать в проломе за народ Божий, чтобы Он разрушил замыслы диавола, и гнев человеческий обратил во славу Свою — Пс. 75:11.

 

Моё предложение было принято с охотою. И каждый вечер мы, в том же составе, собирались и вместе молились. Третий день поста совпал с выходным и мы собрались с утра. После общей молитвы Г.К стал посреди, и зачитал 19 статью ЗРК, где сказано, что религиозные объединения могут устраивать съезды, и что «…инициаторами съезда могут быть… отдельные группы граждан». И предложил, на основании той статьи, объявить себя такой «Инициативной группой», и начать ходатайствовать о разрешении на проведение Чрезвычайного Всесоюзного съезда всех церквей ЕХБ для решения наболевших вопросов волнующих народ Божий.

 

(По всей видимости, решение об образовании И.Г. было принято в узком кругу до приезда Прокофьева. И только потом, как и Прокофьеву, якобы, впервые, предложено и членскому собранию Узловской церкви — как в своем выступлении пытался представить Г.К. В любом случае, о решении образовать И.Г. не могло не знать и КГБ, так как в каждой церкви они имели своих осведомителей. Знали, и ничего не предприняли, чтобы предотвратить?… странно!)

(И ещё две «странности» — тех двоих, назвавшихся пресвитером и помощником старшего пресвитера по Белоруссии, больше нигде, никто не встречал; ни на одно заседание И.Г. они не приезжали. А когда распределяли регионы — кому где развозить Послания — Г.К. сказал, что он сам передаст им энное количество Посланий для распространения по месту их нахождения. Но как потом выяснилось, никто по Ленинграду и области и по Белоруссии, кроме брестчан, Посланий И.Г. не распространял.)

(И как-то не вяжется — кем на 61 год был Г.К., чтобы к нему советоваться (?!) ехал помощник старшего пресвитера по Белоруссии?! И тогда же в нашу среду был запущен слух, якобы, сам А. Карев рекомендовал Г.К. для получения в Англии богословского образования. И что были посланы сыны Жидкова, Орлова и другие, а кандидатуру Г.К. заблокировало КГБ.)

(И было такое на самом деле, или было «положено начало чудесам…», не стану гадать, но ясно одно: кто-то начал «делать имя» Крючкову. Кто? И для чего?)

— Предложение Г.К. самообразоваться в И.Г. и стать Инициаторами съезда, казалось таким простым и богоугодным, что и я не подумал вопросить об этом Господа, а с радостью принял его, как ответ Бога на наши стенания. А Г.К. тут же зачитал и черновой набросок Послания ко ВСЕХБ (будем верить, что он сам его и составил!), в котором служители ВСЕХБ ни разу не были названы братьями. Павла Афанасьевича, Алексея Федоровича и кого-то из местных смутило и «выканье» (о чем я писал раньше). После долгих обсуждений, пришли к согласию, что обращаться во ВСЕХБ с Посланием необходимо, чтобы не дать повода сказать, что мы обошли братьев. Но идти к ним нужно, как жители Гаваона пришли к Навину — Нав. 9 гл. — чтобы не возбудить ревность, и они не приняли всерьёз наше предложение о съезде. Ибо нам нужен только их отказ. (Это, не что иное, как хитрость в нарушение новозаветной морали: «..говорите истину.. ибо мы члены друг другу» — Еф.4:25. «..не прибегая к хитрости..» — 2 Кор.4:2.) С этой целью, один раз обратились к ним, как требует форма: «Братья, служители ВСЕХБ…» (подробнее об отказе Г.К. заменить «выканье» на «согрешили мы», я писал в 5‑й главе).

— Во время совместной доработки Послания ко ВСЕХБ, меня осенила идея обратиться с таким же Посланием и ко всем церквам ЕХБ, информировать об образовании И.Г., просить молитвенной поддержки и ходатайствовать перед властями о признании И.Г. и разрешении съезда.

Мою идею выслушали с большой долей скептицизма. Посыпались возражения и сомнения в возможности её осуществления — у нас не было адресов молитвенных домов, или служителей, чтобы послать Послания по почте (ВСЕХБ хранило адреса, как государственную тайну); и во вторых, где отпечатать 5000 экз., чтобы хотя по одному Посланию пришлось на каждую общину ЕХБ.

Павел Афанасьевич сказал, что у его сестры Марии — она жила с родителями в д. Десна, — есть незарегистрированная пишущая машинка «Москва». (В те годы пишущие машинки и прочая множительная аппаратура находилась на строгом учете. И в КГБ хранились контрольные оттиски.) Но когда прикинули, сколько Посланий приехав с работы она может отпечатать за вечер, то не стали и говорить (Выходило — одно Послание за вечер. А 5 тысяч — это более, нежели 2300 вечеров отмеченных Даниилом, «когда длилось опустошительное нечестие».)

(И тут Прокофьев сделал то, чего не должен был делать — он выдал мой секрет. Дело в том, когда в январе он приехал к нам и спасаясь от ареста некоторое время жил у меня в доме, то мы не скрывали от него, что опытным путем освоили метод размножения (синька). и при нем заканчивали печатать и переплетать второй том нотного сборника духовных песен. Но я его попросил, чтобы об этом он никому не рассказывал. А он не только рассказал членам И.Г., а и назвал им моё имя, и заверил их, что я смогу отпечатать в срок требуемое количество Посланий, но, конечно, при условии, что буду заочно принят в члены И.Г. И должен попутно отметить, что Прокофьев, не смотря на пройденную школу жизни, оставался, в общениях с верующими, наивным и доверчивым, как малое дитя.)

Мне поверили — продолжал Прокофьев — и одобрили мое предложение. А я тут же, на основании конспектов своих бесед, написал Послание к церквам ЕХБ. И зачитал его братьям. В целом, с написанным согласились все. Но сделали некоторые замечания и внесли конкретные предложения. А так как времени не оставалось — приезжим «гостям» нужно было уезжать — предложили мне самому доработать, ничего существенного не добавляя и отдать в печать, при условии, если ты подтвердишь их решение о своем членстве в И.Г.

Изложив словесно, Алексей Федорович дал мне ознакомиться с окончательным вариантом Послания ко ВСЕХБ и добавил, что в нём нельзя что-либо менять. А если я имею что сказать, то есть текст Послания ко всем церквам ЕХБ, принятый «в первом чтении» — там можешь добавить, что считаешь нужным.

Прочтя оба Послания, я отказался от предложения принять участие в И.Г. по следующим соображениям:

а/. Я не знаю, кто такой Г.К. — достаточно ли он смирен, чтобы Господь мог чрез него дать нами желаемую победу;

б/. Дух Послания ко ВСЕХБ — не братский; какие ни есть, они — наши отцы; и пусть они еще ниже упадут — я не смею поднять на них руки; и ты это знаешь, что голос во мне сказал: «Вторично не пощажу» (За моё участие в разделении).

Видно было, что Алексей Федорович приуныл, но только для того, чтобы подойти ко мне с другой стороны. И я понимал, что для него, пожалуй, то был единственный выход… Но для меня — петля: как только я ознакомился со всем, с чем прибыл из Узловой Прокофьев, пришло ясное осознание — моё участие в том начинании окончится для меня тюрьмой. А если он не хотел идти в узы ничего значимого не совершив, то мне тем более нет резона, быть кем-то использованным в целях для меня неприемлемых. На этом мы прекратили разговор, и не возвращались к нему несколько дней. Я занимался своими делами. А он что-то писал, читал и усиленно молился.

Одним словом, я не походил на Елисея, в которого пророк Илия бросил свою милоть. Хотя идея съезда, сама по себе, мне понравилась, во первых, своей простотой — как таблетка приписанная врачом: проглоти и будь здоров! И во вторых, инициатива о созыве съезда — в точном соответствии с действующим законодательством.

Но в те дни затишья перед бурей, мы не видели главного: кому и для какой цели ЗРК предоставляло возможность воспользоваться той «инициативой», которая по сути была подстрекательством к «бунту» недовольных.., узаконением «Чорной рады». И, помимо нашего разумения, как не веря тому, в первых документах, само название: «Инициативная группа» мы брали в «лапки».

Сегодня и я многое увидел и осмыслил по иному: И.Г. и всё последующее мне больше видится как многоходовая комбинация спецслужб КГБ; одна из самых успешных операций по причинению нам ущерба, не поддающегося учету. (А во сколько бы вы оценили, скажем, соблазн «одного из меньших сих, верующих во Христа Иисуса»? И можем ли мы здесь знать число соблазнившихся? И сколько душ не спаслось, потому что мы, озабоченные своим спасением, не «сказали так, что уверовали все предуставленные к вечной жизни»? И насколько верно утверждение, что если бы не начатое нами Движение, то наши дети не были бы с нами, и в таком случае, почему дети Г.К не с ним? Вопросы, вопросы…)