Глава 43. Когда ты был молод…

Глава 43. Когда ты был молод…

А мы имеем ум Христов. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе (ап. Павел).

Думаю, нет нужды доказывать, что молодежь была движущей силой движения Инициативников. А идея съезда служила поводом не выходящим за рамки Закона. И одновременно питала некую надежду на мирное решение назревших проблем.

Наши отцы не поддержали нас. Более того, публично объявили нашу инициативу «огнем чуждым», с каким пред Господом предстали Надав и Авиуд (Лев. 10:1..). А на декабрьском расширенном Пленуме ВСЕХБ (29‑XI – 3‑XII, 1961 г.) приняли позорное решение отлучать от церкви, или исключать «не кающихся активистов-инициативников» и даже общины «зараженные посланиями Прокофьева».

Уже поэтому, вне всякого сомнения, если мы того не желая, сделались непослушными нашим родителям, то и наши отцы показали себя непутёвыми, ничем не похожими на человека-отца в известной притче о блудном сыне — Лук. 15 гл.

Никто не спорит, что младший сын думал о себе более нежели должно и страдал за свою гордость и попытку найти счастье в независимости от отца. Но нам ныне важно другое — бесспорно, отец имел право и возможность теми или иными «дисциплинарными» методами принудить младшего (несовершеннолетнего?) сына к послушанию; во всяком случае, не отдавать сыну при своей жизни «следующую ему часть имения». А если отдал, то мог не позволить сыну отрывать и уносить её с собою.

Однако, ничего подобного отец не предпринял и не сказал вослед уходящему ни одного оскорбительного слова. Всё было не так, как бывает у нас — сначала вдоволь «наградят» друг друга колкостями, выставят на всеобщее обозрение наготу, причинят смертельные обиды, проклянут и не пропустят рукоприкладства, потаскаются по судам… И только после всего того омерзительного разбегутся с криком: «чтобы и мои глаза тебя не видели»… Или ещё страшнее: «Боже! куда я попал, куда смотрели мои глаза?!» И ещё будет досадно, если после окончательного развода не станет хуже противной стороне.

А если эту притчу истолковать по иному, в том человеке-отце имеющем двух сыновей увидеть Бога Отца, тогда что сегодня кажется нам несправедливостью и мы искушаясь, вопрошаем: «И куда смотрит Бог, как Он терпит такую несправедливость, да и есть ли Он вообще, а если и есть, то судьба Человечества Его не интересует!?», тогда во свете той притчи откроется дивный, умом непостижимый план спасения рода человеческого. Спасение не законом, карающим смертью за каждое преступление, не святой заповедью, не истреблением огнем, что доказало бы Его злость от бессилия, а тем что Бог не препятствует нашему увлечению независимостью от Него. И «попускает» нам, как и «всем народам, ходить своими путями», чтобы в конечном итоге Бог был всё во всём! (1Кор.15:28).

***

Попустил Бог и нас восстать против своих родителей. А ситуация усложнилась тем, что наши родители забыли, какими они были в свои юные годы, как смотрели на Советскую власть, и сколько пришлось из-за этого перенести душевных и физических мук, пока наконец, «дошло», что нет и быть не может власти не от Бога!

Не понимая сути, меня возмущало исповедание Прокофьева: «Бог попустил мне впасть в грех прелюбодеяния за то, что голос к отлучению братьев-служителей ВСЕХБ и старших пресвитеров подал ПЕРВЫЙ я» (!?).

А когда «дошло», стало понятным и безумный Христа ради поступок Прокофьева и несуразность поведения Гука; а главное, я увидел себя — как «вчера» воспринял злословие (1978г.) — «чуждый нашего братства…», и как оно смертельно ранило душу, так что в ту ночь бродил по пустырям и как шакал выл от боли, и тогда же совершил три «смертных греха». И как воспринимаю сегодня, когда до моих ушей доносится: «извергнутый», «еретик», «отлученный…», «анархист», «безумствует, что слушаете его», «отвращайтесь такового».

Теперь я радуюсь, как радовался Павел в страданиях за то, что терзал церковь Божию и принуждал хулить Иисуса; как радовался Гук, который пошел туда, куда отправлял других; как не оправдывался и Прокофьев, когда две негодные женщины показали, одна, что он «изнасиловал меня» и написала соответствующее заявление в милицию, а другая сказала словесно: «в ту ночь я с ним спала…»

Да и в самом деле, зачем оправдываться, если «попущение» отца служит для нас чудотворной «глазной мазью», как и для младшего сына и он «пришед в себя, сказал: …встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою..»

Итак, мы увидели, что Любовь не насилует; и что это верный путь познания зла в независимости от Бога-Отца; и единственный путь возвращения к Нему каждой души в отдельности и всего Человечества, в целом. А попутно отметим, что поведение старшего сына, не пожелавшего даже братом назвать того, кто «расточил имение свое с блудницами», а тем более сесть с ним рядом на пиру в честь его возвращения, привело к тому, что подобное отделение на почве святости, делает нас сердитыми и злыми, недовольными и непокорными, остающимися вне дома Отчего, в знойной пустыне, где если доживем, будем отмечать и свое 50‑летие — Пс.67:7..

А поэтому прошу всех друзей моих: никто не отягощай меня попытками оправдать, смягчить или умалить пред людьми мои преступления и грехи — знайте: вам и половины не сказано, какой на самом деле я мерзкий пред Богом и сам в себе. Пусть поносят и злословят — это лучший елей, который не повредит душе… (а авторитет мне он уже ни к чему).

Именно это и есть «тесны врата и узок путь» возвращения к Отцу небесному всех «младших» сыновей и дочерей во Христе Иисусе. Жаль только, что не многие находят его… А наши отцы пройдя сквозь тесные врата, идя узким путем по причине мне не понятой, утратили любовь отцовскую, которая не насилует, не требует и не карает…

Но Бог с ними, а нам полезней судить себя — чем я оправдаюсь, если к примеру, сознательно своим поведением доводил своих братьев до того, что они хватали меня и передавали в руки милиции. А это лишь один штрих моего буйства. Поэтому, удивляет, как можно «только во сне выть от боли и вопрошать: „за что?!“» — как поведал нам брат, который также «довел» братьев одной церкви до предела и они согласились, если ещё раз приедет, затолкаем в чувал, завяжем, отнесем в яр и выбросим: «выберется — жив будет, а нет — туда ему и дорога!» И таких церквей, которые он терзал и разделял — не одна и не две…

И вы, братия, продолжайте нами начатое, только громче, чтобы на весь мир было слышно, как мы пред всем миром обнажили наших отцов, возвели на них тяжкие обвинения и в придачу отлучили от церкви… мы, у которых, как говорится, еще молоко на губах не обсохло, взялись учить уму-разуму своих родителей… И вы, по нашему примеру, плюйте на нас, мы достойны того и не будем отворачивать лицо от поруганий и оплеваний, а вспоминать, что как поступали мы, и как Гук добровольно пошел туда, куда отправлял других, так и мы жнём, что сеяли… Бейте и нас в доме нас любящих, чтобы не быть наказанными пред Ним. Ибо дважды за одно преступление даже человеческий суд не судит.

Ибо мы, братия во Христе, были молоды, препоясывались сами и ходили, куда хотели… И в этом правы все, кто считал нас такими, в частности, и брат во Христе Куксенко, который возвратился с уз в середине 60‑ых, куда попал еще до начала Движения. И то, что он увидел, побывав в общинах Узловой, Ростова, Харькова и других городах, не могло не шокировать его, нарисовавшего в своем воображении при рассматривании в детстве групповых фото довоенных братьев-баптистов им воображаемые и идеализированные общины, которыми они руководили и воспитывали. И он даже не подумал подумать: а почему Бог «попустил», что Сталин для тех баптистов был как Навуходоносор для Иудеев, если те баптистские общины были святы и непорочны пред Ним?!

Не стану оправдываться, ни оправдывать других, кто по молодости «препоясались сами и ходили, куда хотели». А скажу одно, что если взять пропорционально числу участников Движения и, скажем, количества населения СССР, мы «наломали дров» не меньше, нежели вся Советская власть за все 70 лет пребывания у власти. Мы осуждаем её за пресловутые суды «Тройки», за Ежова и Берию, но свидетельствую пред Богом — и в советском судопроизводстве не много найдете такого, какие мы вершили суды над своими идеологическими противниками и конкурентами, и над тем же Прокофьевым! А суд над ВСЕХБ — это «шедевр» нашей аферы.

За свою бытность я перечитал сотни приговоров судов, написал за других не меньше жалоб, но признаюсь, не находил такого бездушного, «черными нитками шитого обвинения», как «дело Прокофьева», что его «грех установлен полностью свидетельством жительницы Енисейска, впавшей с ним в грех, а также и самим Прокофьевым, который засвидетельствовал устно и письменно запиской от 15 августа 1969 года, в которой он написал: „безмерно печально для Господа и для Вас, но я должен сообщить о своем падении в грехе прелюбодеяния…“». А ведь за тем «делом» стоял живой человек, плачущий и кающийся, за которого умер Христос. А что мы с ним сделали? Знаю, там была виновата не молодость…

Но в таком случае, в чем она — юность прекрасная, молодость ясная — виновата? Первое — я просил бы читателя принять на веру — мы были невежды и в слове и в познании духовном. Но не в том беда. Павел писал Коринфянам: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных…».

На голову выше нас, Прокофьев, в беседе с маститым религиоведом Клибановым сказал о себе — не рисуясь! — что он «молодой верующий» — Так он думал о себе в 1969 году на 20‑ом году лагерного срока и 24‑ом году жизни в вере (!). И это есть верный признак смирения.

Как то в очередной раз пришел ГК к Кареву с обличением, а тот, явно разыгрывая его, спрашивает: «Допустим, тебя изберут председателем союза, а Прокофьева — секретарем… и что вы будете делать?»… Но надменность так ослепила, что не заметив иронии, он стал варнякать о том, что собирается делать на посту председателя. И тем открылось, о чем мечтала бездарность. Так что пару м‑ев спустя, официально, на полный серьез от нашего имени заявила, что берет на себя ответственность за все общины ЕХБ в СССР (!?).

А мы от шизо-мечтателя старались не отставать. Тогда как каждого из нас, а не только ГК, справедливо и поделом можно было брать за ухо, как провинившегося школяра, «крутнуть вот с таким отворотом» и сказать: «Геночка, Геночка..», или «Боренька Боренька…» снять бы с тебя штанишки и выдрать… всех вас «делателей» великого заблуждения ХХ века»!?!

В том беда, и великая, что мы возомнили о себе, подумали более нежели должно. А вспомните библейского героя веры Гедеона, которому с тремя стами «локавших воду с руки» Господь дал победу над бесчисленным полчищем Мадианитян. Но когда Ефремляне начали с ним ссориться из-за славы победителя, Гедеон успокоил их, сказав: «В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы?» Но мы так никогда не скажем, так как стали невеждами надменными. И слава Богу, что «не дал Он жабе хвоста…».

Наше превозношение и неопытность в вере крепко навредили душам других, и нашим также. В частности тем, что смешали в одно: Слово Божие, Священные Писания и наши толкования. Наши вожди выдали, а мы приняли их толкования за Слово Божие, единственно истинное и непогрешимое, и «сообразили» духовное с телесным, например, общину верующих объявили Церковью-Невестой Христа; что Её главное назначение — благовестие и т.д.

В Евангелиях приведено много примеров, когда Иисус говорил об одном, а Апостолы понимали Его слово совершенно по иному. «Что делаешь, делай скорее», а некоторые подумали, что Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику»; «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном; и т.п. И у нас нет гарантии, что понимаем написанное именно так, как говорил Иисус. Вот почему Павел и написал: Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать — 1 Кор. 8:2. А кривой перевод третьего стиха да не собьет вас с верного пути, о котором и великий мудрец древности сказал: «я знаю, что я ничего не знаю».

Так по младенческому уму мы не смогли вместить и истины, что искушение Евы началось с недоверия к слову Бога: «подлинно ли сказал Бог..», а искушение Иисуса: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано……». Проще говоря, на сегодня мы имеем около 300 разных христианских вероучений, и каждое считает себя единственно истинным, и признает что «всё писание богодухновенно и полезно»… что «изрекали его Божии человеки будучи движимы Духом Святым». И в их числе верующие ЕХБ; но мы ставим под сомнение не Библию, а наши толкования… Во дни Ездры «читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование…» Эти «присоединяемые толкования» и есть наше, человеческое…

В прошлом оно работало и не без успеха — наши отцы без особого труда убеждали православного не креститься рукой, цитируя ему текст: «Бог не требует служения рук человеческих». И многие так поднаторились на подборках текстов, что для них Писания — что для музыканта пианино, как написано у Исаии в 28 главе: и стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного..».

Но это вчерашний день, а сегодня оно уже не убеждает. И нет проще той истины, что подборкой текстов Писаний мы выражаем своё понимание, а не «так говорит Библия» и тем более не «так говорит Бог». Нет, текстами Библии МЫ выражаем свои понятия. Но к сожалению, в этом вопросе многие верующие ЕХБ остаются во младенчестве; не верят слову Иисуса: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою — Иоан.13:35 — а думают истинность веры доказать словами и текстами Библии.

И еще на чем преткнулись баптисты СССР — отлучение от церкви. Не собираюсь подборкой текстов Писания доказывать то, что Западные баптисты уже приняли: отлучение от церкви — это заповедь, как и 40‑летнее хождение Израиля по пустыне: «..чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем».

Для ищущих хороших жемчужин, эта истина может быть видна на случившемся в церкви Божией в Коринфе, где имело место «такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего». А они возгордились вместо того, чтобы плакать… и Павел решил обще со всеми, сделавшего такое дело, предать сатане во измождение плоти (1Кор. 5 гл.).

Нет особых возражений, что во 2 Кор. 2 гл., где Павел просит «оказать любовь, простить и утешить дабы он не был поглощен чрезмерной печалью» — речь идет о том самом, кого предавали сатане. Это и есть евангельское — «если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». В этом цель и смысл всякого увещания и наказания — бьет всякого сына которого принимает (Евр.12:6). А если не принимать — не смей и бить кто ни сын тебе, ни раб твой! А кто упрямо практикует «отлучение до второго Пришествия», таковым место в темнице, как носителям человеконенавистнических идей…

К слову, в Портланде, есть такой пресвитер, который предавал сатане ему перечащих, и его слово производило действие — у одного случился инфаркт, у другого на теле выступили красные пятна и т.д. Наконец, кто-то не выдержал и послушался совета — заявил прокурору. Что он сказал тому нелюду, дословно передать не могу, а только смысл: «Ещё один подобный случай, и до конца жизни будешь в тюрьме прусаков предавать сатане во измождение их плоти». И вы знаете, помогло, теперь тот Аркадий ходит как шелковый!

Но что знаменательно, никто из верующих — а это те, кто в СССР ратовал за отделение Церкви от Государства — даже не пикнул против вмешательства власти во внутренние дела церкви. Думаю, так нас и надо приучать жить в мире… А не так, как мы, тому же Прокофьеву испоганили жизнь, изувечили и нагадили в душу, использовали как хотели, а затем вышвырнули на помойку… и как ни в чем не бывало, ходим во святых (!?!). И как теперь реабилитировать, да ещё и с компенсацией… Это что, лишиться страданиями других нажитые квартиры в Москве, отдать доллары припрятанные в кубышках на черный день… нет, нет, пусть остается как есть — так проще и спокойней. А там будет видно…

Так и Авраам поступил со своим первенцем, за что теперь его потомки гоняют и будут гонять потомков «отца веры»… И нас Господь «попустит», а наши «арабы-террористы» будут воздавать нам мерою доброю, утрясенною и нагнетенною отсыпать нам в лоно наше, пока не увидим в том грех и не восстановим справедливость; либо исчезнем, как в 587 году до н.э. исчезали Иудеи вкупе с последним царем Седекией, или как погиб союз Баптистов…

***

Дорогой в Господе читатель, наверное и ты замечал, что когда мы хотим больнее ударить ближнего, ищем соответствующий текст в завете Ветхом. А Господь поступает с нами иначе. Например, обращаясь к Филиппу, Иисус спрашивает: «где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» — Иоан. 6 гл.

Так и наш ответ-реакция на библейское событие, вопрос или пророчество — открывает и делает явным для нас, чем наполнено наше сердце, о чем думаем мы.

Это как испытание Соломоном двух женщин, с целью узнать, которая из них мать: одна соглашалась отдать младенца другой, только бы он остался жив, а другая требовала: «пусть будет ни мне ни тебе, рубите». А само слово царя: «подайте мне меч… и рассеките живое дитя надвое..» не для исполнения было сказано, а чтобы тайное стало явным — что в сердцах тех женщин.

В одно время в Израиле было модно желать прихода «дня Господнего». А пророк Амос не сдерживая своего возмущения, восклицает: «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет, — то же, как если бы кто убежал от льва — и попался бы ему на встречу медведь…» (Ам.5:18..).

А какова наша реакция, скажем, на пророчество, что земля и все дела на ней сгорят, или что миллиарды людей будут в геенне огненной мучиться во веки веков, а энное число святых блаженствовать, или на изливаемые на землю чаши гнева, согласно книги Откровения, когда люди будут кусать языки свои от страдания и хулить Бога небесного (От.16:10…). Или если и нас не примут, как не приняли апостолов в селении Самарянском (Лук.9:51…), кто для нас станет примером — пророк Илия, или Иисус; какого мы духа?

И что если эти пророчества имеют такое же назначение — и никакого иного! — что и слово Соломона: «подайте мне меч…»;?! Как никто не собирался рубить живое дитя надвое; как не собирался Бог истреблять весь Израиль, когда повелел Моисею: «Отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение», и Филипп не побежал искать динарии и базар, чтобы купить хлебов и накормить голодных… Почему я и говорю, что пророчества изрекались не для того, что так будет, а чтобы так не было. Ниневия — самый яркий сему пример Ветхого Завета.

Богу ведомо, какую молитву мы творим: «..доколе, Владыка святый и истинный не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу…», или «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей..»?! И да знает всякий — наша ответная реакция на Его слово открывает нам чем наполнено наше сердце, сколько в нем истинной любви к миру и сколько эгоизма!

***

К великому сожалению многих, баптисты СССР, в лице «недобитків» 30‑х годов, не пошли путем «генетического» преобразования, по примеру Западного баптизма, а в целях самосохранения, как ливанский кедр в тундре, полегли и законсервировались…

Одним из рудиментарных остатков баптизма ХVIII столетия, в целости сохранившегося сегодня и усиленно практикующемся под видом «церковной дисциплины» есть и т.н. «церковное отлучение». А текстов Писания сию практику подтверждающих имеется предостаточно! И ни наши отцы, ни мы еще не понимали, что сегодня и диавол цитирует Библию: «написано, написано…»!! Хотя это как дух «стоящий пред лицем Господа» сделался духом лживым в устах тех пророков — 3 Цар.22 гл. — подобно и Писание цитируемое имеющими вид служителей правды, делается лживым в их устах. Или это моё очередное «передергивание»? Тогда ответьте, которая из 300 вер единственно истинная?!

Из истории ЕХБ мы можем увидеть, что камнем преткновения для достижения мира между Баптистами и Евангельскими было отношение последних к отлученным у баптистов. И как первое условие для примирения баптисты требовали признать отлученными ими отлученных. То «великое разногласие», как знаете и вы, устранил Сталин, и последние спорщики перед выводом на расстрел были готовы всех обнять и заочно просили у всех прощение и сами всем простили. А кто чудом уцелел — Левинданто, Голяев, Шаповалов, Татарченко… — таковые, по примеру Михаила Архангела, уже и на диавола, не смели произнести укоризненного суда, а об отлучении и говорить не приходится (по ним я сужу и об остальных)! Но не так, не так увидели то прошлое дети репрессированных баптистов…

Странно, но факт, Г. Крючков, хотя из семьи Евангельских, условием примирения также выставил признание законным отлучение Оргкомитетом служителей ВСЕХБ и всех старших пресвитеров. И их восстановление в церкви только чрез открытое покаяние. Но на примере Прокофьева все уже знают, чем у злых рабов кончается открытое исповедание и признание своей вины — отлучением до второго пришествия, или по притче Иисуса: «посадкой» в темницу — Мф.18 гл.

А проблема со служителями ВСЕХБ еще и в том, что если Прокофьеву ничего другого не оставалось, как разделить судьбу Ахана — Нав.7:19…, то служители ВСЕХБ не могли, да и не желали признаваться в грехах, которых не совершали; и второй вариант — сделать то, что хотел Павел — быть отлученными от Христа ради братьев — на такую жертву не идут по принуждению, а только по влечению сердца охваченного любовью. Так что требование покаяния и признания своей вины — это «схватить товарища, душить, говоря: „отдай мне, что должен“» и для «душителя» — верный признак что он раб злой.

И в завершение напомним, что в практике ЕХБ было немало случаев отлучения невиновных. И тот же СЦ «развязывал» церковью ВСЕХБ «незаконно» отлученных. Так как и в самом деле, церковное отлучение использовали часто просто для сведения счетов со своими противниками. Было и есть и такое. И особенно в ЕХБ с тоталитарным, унаследованным от баптизма, устройством, когда декларируется, что высшим органом управления церковью есть членское собрание данной церкви, а на деле сплошь и рядом в церквах господствуют большие и малые Диотрефы.

Так что, братия, продолжайте и дальше нами начатое…, а если хотите, чтобы и «дело» Прокофьева «висело» до дня, когда все мы предстанем на суд Христов — это Ваша воля и будь по Вашему, если уверены, что оно не превратится в мельничный жернов на чьей-то шее!

Будьте Здравы.

P.S. Винюсь — умышленно дал повод судить меня за ереси. Но как писал Т. Шевченко: «караюсь, мучусь, але не каюсь..». И еще раз — Будьте Здравы. Спокен, 21 апреля 2009 года.